Система образования прежней уже не будет?
В эпидемию коронавируса и период связанного с ней режима самоизоляции педагоги и учащиеся оказались в экстремальных условиях. Школам пришлось ускоренно осваивать цифровые платформы и прочие возможности онлайн-образования.
Как воспринимать данное обстоятельство? Как форс-мажор, эксперимент или же, напротив, как возможность подготовиться к переходу на современные технологии дистанционного обучения? Это журналисты «НВ» обсудили с министром образования области Евгенией СЕРЕБРЯКОВОЙ. Встреча с ней проходила в редакции газеты. Впрочем, вопросы к министру касались не только дистанционки.
— Евгения Николаевна, как бы вы оценили происходящее в системе образования региона?
— В связи с коронавирусом перестраиваются многие сферы нашей жизни, в том числе и образование. Внедрение дистанционного обучения, цифровых платформ ранее проходило частично. Школы очень выборочно использовали их в своей практике, поскольку не было той мотивации, которая наблюдается сейчас. В нынешних условиях образовательные технологии начали стремительно развиваться. Я уверена, что после завершения эпидемии благодаря цифровым технологиям система образования поменяется в лучшую сторону.
— Что вы имеете в виду?
— Новые технологии позволят нам, например, привлечь новых студентов для учреждений среднего профессионального образования с северных территорий России — из Мурманской и Архангельской областей, Республики Коми. Лекционный материал им можно давать дистанционно. А на практические занятия они бы уже приезжали к нам. Второе направление: когда ребёнок болеет и пропускает уроки в школе, то ему потом приходится навёрстывать упущенное. С дистанционкой это не будет таким уж героическим поступком. Третье: использование платформ поможет организовать обучение в школах по тем предметам, по которым нет учителей. Например, физику сможет онлайн преподавать учитель из любой школы области. Особенно это актуально для отдалённых населённых пунктов.
75% учителей и учеников в регионе обучаются, используя онлайн-общение и цифровые платформы. Ещё около 15% ребят занимаются с использованием электронных средств связи: школьники получают задания по телефону или на сайте dnevnik.ru и выполняют их по учебнику.
— Но, с другой стороны, обучение без личного контакта между учителем и учеником вряд ли станет успешным…
— Конечно, один из минусов дистанционного обучения — отсутствие такого контакта. Без него особенно трудно младшим классам. Если раньше считалось, что при появлении дистанционного обучения учителя будут не нужны, то сейчас всем понятно, что этого никогда не произойдёт. Но технологии могут стать для них хорошим подспорьем. Надо только научиться ими пользоваться.
— Как оказалось, не все ученики имеют техническую возможность работать в Интернете. Как быть?
— Практически за неделю мы поняли, как учиться дистанционно. Выяснили, что интернет-покрытие территории региона составляет 97%, правда, скорость Интернета везде разная. Что касается оснащённости детей техническими средствами связи — смартфонами, планшетами, компьютерами, то министерство каждый день на протяжении первых недель дистанционки мониторило информацию о том, как учащиеся ими обеспечены. 10% школьников области пока не имеют устройств доступа к Интернету. Для них предложены другие варианты. Часть — получает домашние задания от учителей по телефону и делает по учебнику. Если связи нет — приходят к определённому часу в школу, чтобы в специальных контейнерах оставить выполненное домашнее задание и забрать из них новое. А детям, кто в обычном режиме на подвозе, задания доставляет школьный автобус.
Чтобы решить проблему обеспеченности школьников компьютерами, в регионе объявлена акция: предприятия, обычные люди могут пожертвовать технику. Нередко в семьях есть несколько компьютеров, и передать нуждающимся тот, что не используется, можно через районные комитеты образования.
— И между тем мы уже говорим о том, что дистанционное обучение останется в образовании. Преподаватели к нему готовы?
— Ещё раз хочется сказать, что дистанционное обучение останется не как основной, а как вспомогательный вариант. Ежедневно Региональный институт профессионального развития проводит несколько семинаров по разным платформам для учителей. Получается, что педагоги одновременно учат и учатся. И сегодня они находятся в колоссальном напряжении. В помощь тем, кому сложно разобраться в технологиях, совместно с Новгородским университетом имени Ярослава Мудрого запущен проект «Цифровые волонтёры». Родители тоже видят героизм учителей и оказывают им поддержку. Ежедневно в социальные сети министерства образования приходят десятки благодарностей от родителей. Все сообщения можно отследить в ВКонтакте по хэштегам #ВыКлассная_53 или #ВыКлассный_53.
Когда нам пришлось экстренно развернуть систему дистанционного обучения, никто не был готов к этому. Пришлось с нуля выстраивать систему дистанционки, обучать учителей работе в новом формате, помогать ученикам и педагогам работать с цифровыми образовательными платформами, готовить нормативную базу для этого. Но вместе мы справимся. Главное — видеть лучшие примеры и показывать их остальным. Мы очень благодарны педагогам и директорам школ за то, что они смогли так быстро перестроиться и обеспечить непрерывный учебный процесс.
— А с родителями как выстраиваете общение?
— Во-первых, продолжает свою работу горячая линия, её номер 8 (8162) 50-10-10. Есть социальные сети. Мне часто пишут личные сообщения, и я стараюсь отвечать на все. Бывает, чтобы решить какой-то локальный вопрос, надо разобраться в ситуации конкретного класса и школы. Но в основном вопросы поступают типовые: о платформах, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и так далее.
Очень важно, чтобы родители помогали детям, а не абстрагировались от учёбы, ссылаясь на то, что это — работа учителей. Дистанционное обучение требует и от родителей большего внимания к образовательному процессу.
— Регионам дано право досрочно завершить учебный год. Региональное министерство рассматривает такую возможность?
— Учебный год закончится в те сроки, что и всегда, то есть в конце мая. Учебный процесс будет продолжаться в условиях самоизоляции, чтобы дети максимально находились дома. В рекомендациях школам мы предлагаем не изучать новые темы, а закреплять пройденные, расширять у учащихся кругозор. Для выпускников 9 и 11 классов рекомендовано оставить только те предметы, по которым они сдают экзамены, по остальным — выставить итоговые оценки по итогам трёх четвертей.
— Телевизионные уроки проекта Новгородского телевидения «Уроков.net» обязательны для просмотра?
— Мы просим школы сформировать расписание уроков для учеников с 5 по 11 классы таким образом, чтобы в них нашлось место телевизионным урокам. Они идут в будние дни в 10.00 на канале НТ (с повтором в 8.35 на ОТР на следующий день). После каждого выдаётся домашнее задание. Оценки за него выставляются только положительные. Этот проект министерство рассматривает, в частности, как инструмент, с помощью которого можно отследить предпочтения детей из районов по отношению к тем или иным темам. Это учтём при открытии там кружков дополнительного образования.
— А как для проекта подбирают учителей?
— Пока зовем тех, кого видели «в деле». Если знаем, что учитель владеет интересной темой, приглашаем не раздумывая. При этом довольно непросто говорить 30 минут на камеру без аудитории. Из-за этого несколько уроков записать не удалось, хотя педагоги были сильными. Если у кого-то есть желание провести урок, который был бы интересен как для пятиклассников, так и для старшеклассников, мы приглашаем их принять участие в проекте.
— Известно, как будет идти обучение в выпускных классах? И когда у них состоятся экзамены?
— Как уже обсуждали, в расписании учеников 9 и 11 классов останутся те предметы, по которым они сдают экзамены. Итоговая оценка по этим предметам им будет выставлена по результатам экзамена. У девятиклассников будут проверять знания только по русскому языку и математике. С ЕГЭ — ситуация сложнее, выпускникам предстоит сдать все экзамены, в том числе и по выбору. Министерство просвещения предложило регионам для проведения экзаменов период с 8 июня по 31 июля. Мы пока думаем над датами в конце июня. Будут предприняты дополнительные меры безопасности, чтобы в аудиториях находилось небольшое количество детей, была обеспеченность медицинскими масками, проводилась регулярная дезинфекция.
— Работников образования сейчас волнует вопрос: получат ли они зарплату за апрель в полном объёме?
— Всем, кто получает зарплату из бюджета, будет выплачено 100%, снижения не будет. По тем сотрудникам, чья зарплата формируется за счёт внебюджетных средств, — это, например, работники пищеблоков, столовых — собираем информацию. Потребуются дополнительные средства, за помощью будем обращаться к Федерации.
— Что делается для решения кадровой проблемы в региональной системе образования?
— Около 30% новгородских педагогов — старше 55 лет. Ежегодно по федеральной программе «Учитель для России» привлекаем в школы более 10 молодых специалистов. В этом году благодаря другой программе «Земский учитель», в рамках которой её участникам даются подъёмные в размере 1 миллиона рублей, регион сможет набрать 13 педагогов. Также работаем с выпускниками наших колледжей и вуза. Предполагалось, что нам удастся для них устроить практику в том месте, где им хотелось бы остаться. Но коронавирус помешал этим планам. Постараемся её организовать уже в сентябре.
* * *
ТВ-уроки хорошо себя зарекомендовали, охват ими составляет более 95% школьников области. По опыту Новгородской области на ОТР открыты уроки Министерства просвещения РФ для 9–11 классов всей России.
Как показала статистика, за те дни, когда школьники не были ещё вовлечены в дистанционное обучение, резко возросло количество инцидентов и ЧП, связанных с детьми.
Для личного общения учителя и учеников рекомендуется проводить не менее одного онлайн-урока: для 1–4 классов — ежедневно, для 5–11 классов — один раз в неделю по каждому предмету.