«Нынче здесь, завтра там» — не выходя из учебного класса
В Морском центре капитана Николая Варухина завершается подготовка к навигации. Руководство центра надеется, что хотя бы в июле удастся начать учебные рейсы. Примерно с месячным опозданием, ведь обычно кюмовская флотилия уходила от причала в конце мая — начале июня. Но такой уж нынче год: всех нас в той или иной степени штормит от пандемии.
И в то же время это — хороший год. Да! Ещё не подняв якоря, новгородская школа юнморов мощно продвинулась вперёд. Осуществлён пилотный проект «Россия — страна мореходов XXI века». На развитие новгородского Морского центра в рамках федеральной программы поддержки национальных технологических инициатив было выделено 380 миллионов рублей. Реконструировано здание, расположенное напротив известного каждому новгородцу основного административно-учебного корпуса. Установлено новейшее оборудование — два тренажёра — ходовой рубки. Оснащён современнейшей системой управления флагман — «Господин Великий Новгород». Электронная картография, радиолокация, спутниковый компас (ударение, будьте любезны, — на «а»).
— Всё это оборудование — и рабочее, и учебное — соответствует реально используемому на современных морских судах, — рассказывает заместитель директора Морского центра Аркадий ВАРУХИН. — Например, на судах «Совкомфлота» (там в основном новые корабли), с которым мы сотрудничаем в плане трудоустройства наших выпускников. Естественно, после того как они получат высшее образование в Морской академии имени Макарова.
Иными словами, новые технологии — конкурентное преимущество новгородцев. Как, впрочем, и юнморов из других российских городов, заключивших соглашения с нашим Морским центром. Новосибирск, Тамбов, Кострома, Ярославль, Петрозаводск, Санкт-Петербург — впечатляющая география, не правда ли? Курсанты из других регионов будут приезжать в город на Волхове для практических занятий по судовождению. Это предусмотрено проектом «Россия — страна мореходов XXI века».
Пока что ребята видели замечательные тренажёры только на мониторах домашних компьютеров. Но стихнет же, как любой шторм, и коронавирус этот. У юнморов точно всё впереди. И ходовая рубка их уже ждёт.
Знаем. Видели. В рабочем режиме. Корреспонденту «НВ» разрешили даже постоять у штурвала. На большее я не дерзнул, предпочтя наблюдать, как замдиректора Морского центра лично поведёт судно через канал в порт Калининграда.
Педагог-инструктор Алексей КАЛАШНИКОВ, заняв место у «программного пульта», стал подкидывать задачки Аркадию Николаевичу, чтобы не слишком однообразным казался ему путь. Вот буксир двинул по «встречке». Неподалёку прошёл катер.
— Где-то 24 узла, наверное, — зафиксировал Варухин. — Резвенько.
Для занятия на тренажёре можно смоделировать и отработать практически любую ситуацию. По месту действия, по погоде. И дождь, и ветер, и всё что душа пожелает.
— А сейчас организуем качку! — с воодушевлением сообщил нам Алексей Владимирович. — Типа вы где-нибудь на Северном море.
Изображение на мониторах (а линия обзора — почти 180 градусов — даёт полный объём) резко потеряло горизонталь. Судно стало клонить то влево, то вправо. Меня предусмотрительно ввели в курс дела: если засмотреться на картинку, то может возникнуть очень даже реальный эффект. То есть вот этот ровный и неподвижный пол начнёт ходить под ногами. Как там у вас с вестибулярным аппаратом? Честно говоря, не знаю. Я же впервые на Северном море.
— Ну, как-то так, — покинул «капитанский мостик» Варухин. — Кстати, прошлый раз был на Босфоре...
Представляю, как интересно тут будет юнморам. Заметим, электроника — это в известном смысле как дополнительный бонус. Рулевого без работы она не оставит. Но сделает эту работу комфортнее и надёжнее. Кроме того, она не будет учиться за мальчишек и девчонок вязать морские узлы, грести на шлюпках. Основы морского дела должен знать каждый курсант.
Сначала КЮМ, а в последние годы — Морской центр никогда не преследовали той цели, чтобы каждого выпускника отправить в море. Из 20 тысяч выпускников на флоте работали (и работают) — 8 тысяч. И это много, на самом деле.
В команде Морского центра — более 700 ребят. И это тоже много. Для города с 200-тысячным населением. Причём не приморского города. Новый уровень, на который сейчас выходит новгородское морское образование (дополнительное и бесплатное), — это опять-таки для детей.
В судьбе проекта принял личное участие губернатор Новгородской области Андрей НИКИТИН. Собственно, Андрей Сергеевич и предложил Морскому центру перспективную идею, нашедшую понимание у межведомственной региональной группы при Правительстве РФ, по развитию технологических инициатив. К слову, возглавляет эту группу нынешний заместитель главы Кабинета министров страны Андрей БЕЛОУСОВ.
Новый уровень, о котором мы говорим, в ближайшее время будет закреплён решением областного министерства образования — речь о предоставлении Морскому центру статуса регионального ресурсного центра.
Поскольку проект «Россия — страна мореходов XXI века» ограничен 2024 годом, возникает вопрос: а что потом?
— А потом, — говорит администратор проекта Алевтина ФИЛИППОВА, — обязательно будет новый проект. Есть уже новые идеи. Работаем, одним словом.