Удалённое дополнительное образование может быть эффективно и для детей дошкольного возраста
Вслед за студентами и школьниками удалённое дополнительное образование осваивают и дошколята. Чего в этой тенденции больше — реальной пользы или следования моде — со стороны сказать непросто. Другое дело — мнение специалистов, погружённых в эту сферу.
Психолог из Великого Новгорода, многодетный отец Виталий ВАСИЛЬЕВ уверен, что у дошкольника — очень слабая внутренняя мотивация к обучению: ребёнок учится тогда, когда его поддерживает взрослый. И лишь постепенно внешняя мотивация переходит во внутреннюю, когда поддержка взрослого может уменьшаться без потери качества обучения.
— Конференции в Zoom, которые могут быть хоть какой-то альтернативой для среднего и старшего звена, младшим детям не подходят. Вот интерактивные уроки вполне работают, а также обучение в игровой форме, но больше часа за компьютером ребёнку просиживать тяжело, — отмечает Васильев. — При этом рекомендации на возраст 7–8 лет вообще составляют 15–20 минут. Есть и ещё один важный момент — активность ребёнка в течение дня. Если малыш проводит время дома, недостаточно двигается, много сидит за мультиками, то обучение онлайн станет избыточной нагрузкой. В этом случае полезнее заняться не допобразованием, а прогулкой или физической культурой.
А вот самозанятой новгородке Веронике МУРОМЦЕВОЙ, маме двоих детей и преподавателю английского языка, весенняя самоизоляция дала новый толчок в работе. Теперь она учит детей от четырёх лет английскому языку онлайн.
— У многих родителей на старте были сомнения, что это будет работать. Но мы попробовали, и довольными остались обе стороны, — уверяет Вероника. — Сейчас занятия для самых маленьких у меня идут не более 15 минут, но зато каждый день, и включают в себя игры, рисование, всевозможный интерактив. Конечно, на английском языке.
Репетитор уверена, что индивидуальный подход к каждому ученику — залог успеха. При этом в онлайн-образовании отмечает множество плюсов, начиная с экономии времени на дорогу к преподавателю и заканчивая возможностью использовать современные технологии обучения.
— От ребёнка требуется минимум подготовки: присутствие за компьютером и самый простой софт, родитель поблизости. Я бы сказала, что уроки онлайн более концентрированы, в итоге, например, час можно сжать в 40 минут. Это — очевидный плюс, — поясняет Вероника. — А рост числа моих учеников после первой волны обучения говорит, что плюсы вижу не я одна.
Владелица сети детских центров «Маленький гений» Алина ЧЕРНЯХОВСКАЯ признаётся, что предпочтение всё же отдаёт живому общению, но дистанционные занятия становятся всё более востребованными, притом не только в условиях пандемии.
— Иногда в своём населённом пункте специалиста просто не найти. Мы прямо сейчас занимаемся с детьми из других городов и стран: английским языком, подготовкой к школе, организуем встречи с логопедом, — уточняет Алина. — Современные дети очень любят гаджеты. Им любопытно общаться со специалистом через экран. Хотя как раз для преподавателей такой формат занятий и подготовка к ним гораздо сложнее.
В «Маленьком гении» в онлайн-режиме работают с детьми от четырёх лет. Это в основном индивидуальные встречи, но практикуется и комбинированный тип занятий, когда большая часть детей сидят на офлайн-встрече и работают со специалистом. Тут же в классе установлен компьютер: с его помощью через Zoom занимается ребёнок у себя дома. Периодически педагог интересуется, как у него идут дела. Такой тип занятий особенно актуален для болезненных детей.
— Очень сложно переводить в онлайн занятия творчеством или по раннему развитию. Здесь возможна замена трансляций на заранее записанные видеоуроки. Такие курсы были очень востребованы весной. Это удобный и перспективный формат, — подытоживает Черняховская. — В общем, онлайн лучше, чем ничего. И всё же… Ничто не заменит ребёнку живое общение. Месяц дети могут заниматься через Сеть, а потом всё равно начнут скучать по педагогу.