Юные новгородские исследователи поделились своими изобретениями
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» собирает креативных школьников, которые хотят попробовать себя в роли инноваторов и серьёзных исследователей.
Вызов принят
Конкурс даёт представителям подрастающего поколения возможность проявить творческие, аналитические, инженерные способности, приблизиться к мечте стать учёными. Возможно, в совсем недалёком будущем участники конкурса пополнят ряды тех, кто разрабатывает для страны перспективные технологические решения.
Ну а пока школьники, лучше всех выдержавшие испытания заключительного этапа конкурса, получат путёвки на проектную летнюю смену в образовательный центр «Сириус».
Всего на региональный этап конкурса заявки подали 48 участников — это школьники 7–11 классов из Великого Новгорода, Новгородского и Боровичского районов. Но отбор прошёл 21 автор проектов по четырём направлениям — «Умный город и безопасность», «Современная энергетика», «Агропромышленные и биотехнологии», «Нейротехнологии и природоподобные технологии».
Защита проектов состоялась на прошлой неделе в стенах детского технопарка «Новгородский кванториум». Среди них — «Тренажёр для релаксации и концентрации», «Разработка по выведению новых видов картофеля, которые сами могут бороться с колорадским жуком», «Устройство, помогающее поворачивать солнечную панель по направлению к свету», «Автоматизация процесса для подачи кормов на птицефабриках», «Разработка аэродинамического дизайна для междугородных автобусов».
Генетика и кофе
Одна из команд кванторианцев посвятила свою работу генетическим исследованиям.
— Нашей целью было проанализировать воздействие кофеина на организм человека. На разных людей этот продукт оказывает разное влияние, а всё потому, что он по-разному перерабатывается. Сначала мы научились определять ген, ответственный за биотрансформацию кофеина. А итогом нашего проекта должно стать, как человек, не прибегая к дорогостоящим генетическим исследованиям, может понять, есть или нет у него непереносимость этого вещества, — пояснила девятиклассница Полина ФИЛИППОВА.
Все ПЦР-исследования, необходимые по проекту, проводились в лаборатории Кванториума. Её оборудование позволяет почувствовать себя настоящим исследователем.
— Чтобы работать в лаборатории, детям необходимо обладать большим усердием и трудолюбием, поскольку сам предмет изучения требует длительного анализа, скрупулёзности, — говорит куратор Полины, наставник «Биоквантума» Ирина КУЗЬМИНА. — В нашей лаборатории мы можем даже создать образцы генетически модифицированных организмов. Мы долго изучаем принципы генетики, а уже потом переходим к практике. Как правило, в школах ограничиваются основами генетики, законами Менделя.
В поиске бактерий
По словам другого наставника «Биоквантума», преподавателя Дмитрия ФЁДОРОВА, конечно, не стоит ожидать от ученических проектов больших прорывов, но вызовы в них точно присутствуют.
Кроме того, юные участники конкурса могут определиться и со своей будущей профессией, и прокачать так называемые софт-навыки, например, держаться на публике, отвечать быстро на вопросы членов жюри, работать в коллективе. Воспитанники Фёдорова подготовили проект, направленный на изучение бактерий, живущих в почве.
— Мы искали бактерии, пытались их вырастить и посмотреть, проявляют ли они агрессию к другим микроорганизмам, то есть определить их антибиотическую активность, — рассказал преподаватель. — Такие работы интересны в том плане, что идёт постоянная борьба с природой. Так, большинство антибиотиков, которые были изобретены в прошлом веке, уже не актуальны — они не могут вылечить инфекции. И сейчас одно из перспективных направлений в науке — поиск новых бактерий, которые могут выделить в среду антибиотики, которые будут угнетать патогенные бактерии.
Работа в команде
Все финалисты регионального этапа «Больших вызовов» допущены к его заключительному этапу. Он будет состоять из трёх туров: решение тестовых заданий, подготовленных экспертами и партнёрами конкурса, оценка эссе участников, индивидуальное онлайн-собеседование.
— В конкурсе «Большие вызовы» побеждают не проекты, а дети, — сообщила заместитель директора детского технопарка Елена СМИРНОВА. — В онлайн-режиме на заключительном треке им предстоит создавать команды и вырабатывать командные решения. А чтобы победить, дети должны верить в себя и понимать, чем они будут заниматься в рамках проекта.
Во многом смысл «Больших вызовов» перекликается с девизом существовавшего когда-то детского киножурнала «Хочу всё знать»: «Орешек знанья твёрд, но всё же мы не привыкли отступать!».