Вторник, 16 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

Атрибут времени

Создатель школьного музея военной формы Андрей Большев считает, что история — это в первую очередь люди и их жизнь

В новгородской школе № 4 открылся музей военного костюма времён Великой Отечественной войны. Точнее — новая экспозиция, под которую отдан отдельный кабинет, расширила уже имеющуюся, формируемую на протяжении 60 лет.

— В целом наш школьный музей — краеведческий, и период Второй мировой войны — это только один из выставочных и архивных блоков. Экспозиция формы того времени, причём не только служащих Красной Армии, с одной стороны, дополняет фонды. С другой — является самостоятельным направлением, — объясняет учитель истории Андрей БОЛЬШЕВ.

Помимо того что он преподаёт в школе этот предмет, историк уже больше 10 лет занимается реконструкцией.

— У меня нет любимых или нелюбимых периодов времени — могу с головой уйти в любой, — продолжает педагог. — Реконструкция — это прикладная история, попытка воплотить на практике теоретические знания. Это не просто факты, причинно-следственные связи тех или иных событий, это их Воссоздание. Именно так — с большой буквы, потому что Воссоздаётся жизнь людей. И если для науки — истории политической, экономической, социальной — не так важны элементы быта, одежды, то для реконструкторов именно они выходят на первый план. Мы формируем образ человека, отталкиваясь от его вещей, места, где жил, воевал, возможно, погиб, от его друзей, книг, песен и так далее.

За годы реконструкторства у Большева собралась внушительная коллекция формы и атрибутики разных военных периодов в истории России. Несколько лет назад в другой новгородской школе № 31 он организовал выставку из своих частных фондов. Говорит, что опыт был полезен тем, что помог понять, что нужно обязательно показывать, а без чего можно обойтись в экспозиции, как правильно оформить манекены, витрины, их атрибутировать, этикетировать. Детей историк привлекал к этой деятельности, учил работать с архивными документами, разрабатывать экскурсии по выставке для разной возрастной аудитории.

— В школе № 4 решили сделать упор на период Великой Отечественной. Сейчас мальчишки и девчонки в массе своей имеют общие представления о войне — когда началась, когда закончилась, основные битвы, в курсе, кто такой маршал Жуков. Но мало держать в голове информацию, необходимо, чтобы было сопереживание людям, которым пришлось вынести тяготы, лишения, голод, потерю близких, — рассуждает Андрей. — И вот эта экспозиция, как нам кажется, даст возможность ребятам приблизиться, пропустить через себя события 1941–1945 годов. Патриотизму научить нельзя, это чувство прививается в семьях, но можно доходчиво, на примерах, рассказывать, как это было, почему, скажем, Александр Панкратов бросился на вражеский пулемёт и грудью закрыл боевых товарищей от губительного огня. Ведь он тогда, 24 августа 1941 года, не только их спас, он всю страну защищал.

По признанию собеседника, для музея выбрать из своей коллекции вещи и костюмы было несложно — в витринах в основном оригинальные экспонаты. Что же касается формы, то она полностью соответствует оригинальным комплектам, но подбиралась из серийных выпусков обмундирования уже послевоенного времени — 1950–1960-х годов.

— Сложность состояла не в подборе, а в логической стыковке манекенов в форме, соответствующей этапам войны, атрибутики в витринах и сведений на информаторах. Мне нужно было так составить экскурсию, чтобы было понятно, как создавалась Красная Армия, почему так именовалась и почему сейчас иное название, как менялась форма и почему, отчего на смену лычкам пришли погоны и каким в 1945-м был образ советского солдата — солдата армии-освободительницы, — делится нюансами музейной работы учитель истории. — Не сразу, но всё удалось сделать. Кроме того, мы ещё интерактивным комплектом дополнили экспозицию. Дети могут примерить плащ-палатку, надеть ремень и подсумок, планшет, сложить вещмешок. А это уже — элементы реконструкции, которые школьникам очень нравятся.

Экспозиция военной формы начала свою работу. Задумок по её использованию в учебной и внеурочной деятельности у Большева — масса. И он готов к их воплощению.

22 мая Андрей Большев как реконструктор примет участие в областном военно-историческом фестивале «Забытый подвиг — Вторая Ударная армия».

РЕКЛАМА

Еще статьи

Первый выпуск студентов по программе двойного диплома состоится в 2027 году

С двумя зайцами

Студенты новой программы НовГУ будут получать дипломы Новгородского университета и Высшей Школы Экономики одновременно

10.07.2024 | Образование

Алло, вы уже ждёте таланты?

Министр образования Новгородской области Дмитрий ЯКОВЛЕВ ответил на вопросы о Передовой школе

03.07.2024 | Образование

Новые компетенции на ЧВТ появляются исходя из приоритетов развития государства.

Локация для профессионалов

Для проведения Чемпионата высоких технологий в Великом Новгороде построят экспогородок

03.07.2024 | Образование

Африканские гости утверждают, что когда говоришь на русском, тебе обязательно спросят: «Что за язык звучит?»

Горячие люди в суровой стране

О мифах и буднях в России рассказывают гости из Африки, влюблённые в русский язык

03.07.2024 | Образование

Михаил Корнилов со своей моделью грузового беспилотника.

Почему такая плата?

Столкнувшись с недостаточно хорошими контроллерами иностранного производства в беспилотниках, студент НовГУ Михаил Корнилов решил создать свой образец

26.06.2024 | Образование

Любимое фото близких Ивана Васильевича Маслова и его учеников. Вот такой он и был! Удачная работа нашего бывшего коллеги, фотожурналиста Николая Барановского. Скульптор Николай Коробейников, работая над портретом в бронзе, тоже выбрал эту фотографию.

Обыкновенный волшебник

Иван Маслов учил находить правильные решения не только у школьной доски

26.06.2024 | Образование

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА