Как сделать сложные взрослые будни интересными для детей
В Великом Новгороде уже два года в рамках муниципальной кластерной программы «Код успеха» действует проект «Школьный бюджет». В 2021-м со своими идеями заявилось около 10 общеобразовательных организаций города, в прошлом году — уже почти все.
И два раза в числе победителей — школа № 13. Сначала учреждение получило 100 тыс. рублей на то, чтобы сделать космический зал, а затем 200 тыс. рублей — на Робяткин двор.
— Задача «Школьного бюджета» — вовлечь детей в непростой финансово-организационный процесс от идеи до её воплощения, чтобы они сами придумали, обосновали значимость, рассчитали расходы на то, чтобы воплотить задумку, и осуществили её, — объясняет Виктория КИРЫШЕВА, заместитель директора, куратор проекта «Робяткин двор». — И если в 2021-м совместная проектная деятельность была в новинку и для педагогов, и для учащихся, и мы нарабатывали опыт, то теперь уже и взрослые, и подростки действуют на равных.
В первый раз команда презентовала на конкурсе идею трансформации музея космической истории школы, который был создан ещё в советские годы: дети предложили обновить рекреацию, посвящённую этой теме, добавив к тому, что там уже было, новую локацию. И следующий кейс — в той же логике: «Сохраняя, приумножай».
— В прошлом году мы решили заняться другим рекреационным помещением. Там в 1990-е годы один из родителей на стенах нарисовал Софийский собор и сцены из былины про Садко. Ребята предложили обновить цвета этих изображений, дополнить композицию декоративно-прикладными работами, но тоже по тематике средневекового Новгорода, сделать небольшую сцену для выступлений с занавесом и отремонтировать наш сказочный домик для кукольных представлений, — объясняет суть нового проекта Виктория Валерьевна.
Новгородская школа № 13, получив опыт реализации муниципальных проектов инициативного бюджетирования, в 2023 году решила попробовать свои силы на областном уровне: получила 3 млн рублей по приоритетному региональному проекту «Наш выбор» — на обустройство зоны отдыха и творчества во дворе учебного заведения.
Всё намеченное удалось осуществить и благодаря продуманности всех деталей и расходов уложиться, прямо скажем, в небольшой бюджет. Теперь в космическом модуле регулярно проводятся экскурсии для детсадовцев и учащихся других школ, кроме того, в новом уголке для общения с удобной мебелью и стеллажами организуются внеурочные творческие занятия и выставки. Ну а в Робяткином дворе на переменах мальчишки и девчонки забавляются подвижными играми древнего города, эту же рекреацию учащиеся используют как репетиционное пространство. Дети и учителя с гордостью заявляют, что у них теперь есть две сцены: большая — в актовом зале, и малая — здесь.
— Проекты «Школьного бюджета» — это не урочные рефераты, это реальные дела, которые учат детей ответственности, делегированию полномочий, компромиссу, финансовой грамотности, экономии, соотнесению желаний и возможностей, коммуникабельности, умению слушать и слышать, — развивает тему Кирышева. — Участники проекта, а Робяткин двор помогали придумывать и создавать даже шестиклассники, понимают, что это не игра, что от них зависит результат, и потому серьёзно подходят к вопросу.
Не успели в школе открыть вторую обновлённую рекреацию, как учащиеся стали обсуждать проект 2023 года. Есть мысль объединить в единую творческую локацию радиорубку и небольшой балкончик рядом, чтобы можно было устраивать просмотры и обсуждение фильмов, играть на гитаре и петь, приглашать на встречи известных новгородцев. А ещё дети хотят отремонтировать радиопроводку по всем этажам и обновить оборудование, чтобы выпуски школьного радио были слышны везде.