Пятница, 22 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Крылатый «осназ»

В Музее Северо-Западного фронта состоялась презентация книги «Лётчики особого назначения»

Автор этой документальной повести Анна Белорусова — внучка лётчика, командира воздушного корабля Петра Колесникова, исследовала малоизвестные страницы Великой Отечественной войны.

Командир корабля Пётр Колесников. Июнь 1942 г.

Крылатый «осназ» — это Московская авиагруппа особого назначения, созданная в июне 1941-го для выполнения заданий Верховного командования. В состав МАОН вошли лучшие пилоты гражданской авиации. 5 ноября 1944 года приказом Наркома обороны СССР соединению было присвоено звание 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии Гражданского воздушного флота. События, о которых рассказывает повесть Анны Белорусовой, разворачивались и на территории нашей области.

На бреющем полёте

Хвойная и Кушавера, райцентр и деревня — война посадила их в один летный экипаж и отправила спасать блокадный Ленинград. Это были точки базирования МАОН. В лесистой местности с помощью местных жителей, привлеченных к работам, были обу-строены полевые аэродромы. От 35 до 50 «дугласов», что составляло две трети самолетного парка МАОН, начиная с 7 октября совершали транспортные рейсы (3–4 рейса ежедневно) в осажденный врагом город на Неве. За время Ленинградской операции, продлившейся до 29 декабря, экипажи доставили 6234 тонны продовольствия и вывезли более 50 тысяч ленинградцев.

Это была тяжелая боевая работа, требовавшая изрядного мастерства и мужества. Хотя маршрут следования проходил над территорией, занятой советскими войсками, воздушное пространство контролировалось немецкой авиацией. В книге (издание содержит массу архивного материала и личных воспоминаний участников операции) приводится выдержка из доклада командира МАОН майора Короткова. Судя по сообщению майора, учились, что называется, на ходу. Сначала было решено летать в одиночку, но оказалось, что это лишь облегчает задачу немецким истребителям. И тогда наши гражданские пилоты, никогда не летавшие строем, освоили этот прием. Летали на бреющем — близко к поверхности земли или воды. На мирных «дугласах» появились установки для ведения огня. При нападении наша «стая» использовала весь свой арсенал. «Это отпугивало неприятеля, — пишет Коротков, — и было много случаев, когда через Ладожское озеро наши звенья отбивались от активного действия его истребителей». Кроме того, эскадрильи МАОН поддерживались прикрепленными звеньями советских истребителей, по условному сигналу присоединявшихся для сопровождения на самом опасном участке через Ладогу.

Их сбивали. Кому-то удавалось совершить вынужденную посадку. Кто-то падал, пробивая лед Ладоги. Гибли пилоты, гибли эвакуируемые ленинградцы, в том числе — дети. Каждый рейс мог стать последним.

Читаем протокол партийного собрания, на которое летчики собрались в зале Хвойнинского дома культуры. Из выступления командира корабля Ивана Валухова:

«...моя машина не вооружена, следовательно, я могу взять лишних 270 килограммов груза. Я предлагаю учитывать эту разницу в задании». Они прекрасно понимали, что на счету — каждый килограмм. «Если самолет доставит в один рейс 2500 килограммов масла, он накормит им в день 125 тысяч ленинградцев», — говорил комиссар Дмитрий Гончаренок. А самолет рассчитан на две тонны груза. Но если убрать что-то «лишнее»... Они даже свой завтрак — бутерброды — приберегали, чтобы отдать после посадки ленинградцам.

По заданию Ставки

Почему об этой славной истории, послужившей сюжетом для книги, шел разговор в Старой Руссе? Особая авиагруппа была задействована и на Северо-Западном фронте. По заданию Ставки с 15 апреля по 20 мая 1942 года «дугласы» перебрасывали боеприпасы и продовольствие 11-й и 1-й армиям, сражавшимся с демянской группировкой противника у села Рамушево, а также эвакуировали раненых.

Погрузка боеприпасов. 1942 г. РГАСПИ

С историей Северо-Западного фронта связан экипаж Александра Груздина. С 5 июля по 14 ноября 1941 г. летчики выполняли задания Разведуправления Северо-Западного фронта по заброске парашютных разведгрупп в глубокий тыл противника. За проделанную работу Груздин первым в авиагруппе и в ГВФ получил звание Героя Советского Союза.

Была для авиагруппы работа и на Волховском фронте. «По распоряжению Ставки ВГК 27 марта девять «дугласов» перебазировались в Хвойную и Малую Вишеру, где располагался штаб фронта, и приступили к сбрасыванию грузов 2-й Ударной армии. (…) За шесть ночей группа выполнила 176 рейсов, сбросив 378 тонн боеприпасов и продовольствия, и получила благодарность командующего фронтом генерала Мерецкова».

Они были там, где было очень трудно, эти пассажирские самолеты. Доставляли боеприпасы и горючее, проводили массированную выброску десанта — зимой 1942-го на ржевско-вяземском направлении. В июне того же года в последние дни обороны Севастополя эвакуировали раненых с Херсонесского аэродрома. Они совершали полёты в глубокий тыл врага с парашютными группами ГРУ Генштаба. Так рождалась советская, теперь уже российская, военно-транспортная авиация...

Good luck!

Как родилась книга «Лётчики особого назначения» — это тоже интересная глава. По словам Анны Белорусовой, всё началось с головоломки в семейном архиве — старой связки бумаг с картой Британских островов, рождественским меню 1943 года, видовыми открытками и учебником. На первой его странице по-английски написано: «Удачи, и надеюсь, ты вернешься в Англию при лучших обстоятельствах. Россия и Англия — победят!».

Внучка пилота оказалась упорным исследователем и раскопала отгадку в рассекреченных британских отчетах времен Второй мировой войны: в оперативном журнале 305-го отряда Королевских ВВС сообщалось, что 1 января 1943 года на базе Эррол в Шотландии был сформирован отряд для подготовки русских экипажей в рамках секретной союзнической миссии — испытания и перегонки во Внуково двухмоторных бомбардировщиков «Албемарл», переданных британским правительством для транспортной работы на Восточном фронте.

Работа над книгой привела Анну Белорусову в Туманный Альбион. Как оказалось, для британцев союзническая миссия русского летного отряда — такое же белое пятно, как и для россиян. И что же? В мае 2015 года, к 70-летию Победы, на бывшем военном аэродроме Эррол была установлена памятная доска, у которой ежегодно проходит торжественная церемония.

Этой весной у деревни Фернан на берегу озера Лох-Тей был торжественно открыт мемориальный камень в память о советском экипаже, погибшем при крушении самолета во время тренировочного полета 29 мая 1943 года. В последние минуты Александр Груздин успел направить потерявшую управление машину за пределы жилых домов и спас жителей деревни от неминуемой гибели.

К 75-летию Победы в историческом центре Эррола планируется установить памятник советским летчикам.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Екатерина Борисевич: «Можно перевернуть горшок, но не факты».

Горшок с зубами

и другие особенности дизайна каменного века

20.11.2024 | История

Мост Александра Невского стал новой достопримечательностью Новгорода.

Берег левый, берег правый

Главный мост Великого Новгорода тихо отметил свой юбилей

20.11.2024 | История

Алла Михайлова: «Мы — невольные участники Великой Отечественной войны и её последние свидетели».

«Я часто плачу, когда пишу»

О новой книге летописца детей войны Аллы МИХАЙЛОВОЙ

02.10.2024 | История

На участке площадью около 30 квадратных метров археологами найдено уже почти 180 погребений. Плотность захоронений такова, что иногда тесно и мастерку. Кстати, на снимке он в руках у руководителя раскопа Павла Миляева.

Тихая сенсация

Впервые удалось исследовать новгородское кладбище XIV века

25.09.2024 | История

Потомок японского пленного Юрий Галанин с семьёй посетил село Медведь.

Самурай и учительница

Потомки японского пленного и героини романа посетили село Медведь

18.09.2024 | История

«Правила Суворова» полезнее читать вместе с его «Наукой побеждать».

Правила Суворова

Новгородский музей-заповедник выпустил книгу афоризмов знаменитого полководца

11.09.2024 | История

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА