Поисковики поднимают останки бойцов со дна озера Вельё
Поисковый отряд «Находка» при поддержке Российского военно-исторического общества возобновил работы на озере Вельё в Демянском районе. Здесь идёт удивительная экспедиция, участники которой поднимают со дна озера останки погибших в годы Великой Отечественной войны красноармейцев — бойцов 27-й армии, которые вели бои за деревню Осинушка. Тогда эти места были сушей, но после войны со строительством плотины уровень воды в Велье подняли, и места боёв вместе с останками солдат затопило.
Бои за Демянск
В прошлом году подводные поисковые работы шли близ деревни Вельё. В этом году они сместились к деревне Подбереза. Водолазы уже подняли на поверхность останки 14 бойцов, ещё пятерых поисковики нашли на берегу. Работы будут продолжаться — потери советских войск на этой территории в первые месяцы войны были колоссальными, а бои — кровопролитнейшими. В 1941 году обстановка близ Демянска складывалась для советского командования трагично.
— Частично войска были дезорганизованы, потеряли управляемость, некоторые части находились в окружении, — рассказывает Александр МОРЗУНОВ, командир отряда «Находка». — Вечером 8 сентября гитлеровские войска вошли в Демянск и колоннами двинулись дальше, почти не встречая на своем пути сопротивления частей Красной Армии. Только с 1 по 9 сентября 27‑я армия потеряла убитыми более 1600 человек. Больше половины из них числились пропавшими без вести.
В начале осени армия отступила в сторону озера Вельё на первый рубеж обороны по линии Заозерье — Пески — Шульгина Гора, безуспешно попыталась вернуть Демянск и отошла на вторую подготовленную линию обороны озеро Селигер — Городилово — озеро Вельё — Арханское.
Гитлеровские войска пытались продвинуться за озеро. Советские части предприняли ответное наступление на деревни Осинушка и Исаково, но удержаться на новом рубеже не удалось, все полки отступили, понеся большие потери. Немецкие части закрепились на линии демянских озер.
— Главный итог этих боев в том, что наши соединения не позволили немцам выйти на Ленинградское шоссе, — говорит Александр Морзунов. — В этом случае враг вышел бы на оперативный простор и мог развивать наступление как на Ленинград, так и на Москву.
По минному полю
Состояние останков бойцов, которые водолазы поднимают со дна озера, показывает, что они или находились под мощным минометным огнем, или попали на минное поле. На костях — явные осколочные ранения. Вместе с останками участники экспедиции поднимают множество личных вещей: фляжки, кружки, карандаши, монеты, зубные щетки, обувь…
— По всему видно, что это были кадровые, полностью экипированные солдаты, — сказал Александр Морзунов. — Личность одного из них установить уже удалось.
Вместе с останками красноармейца нашли его личный медальон: Василий Денисович Величко, 1919 года рождения, был призван в армию из Орджоникидзевского (ныне Ставропольского) края, жил в деревне Шурино. Согласно боевому донесению, служил в 125-м танковом полку 28-й танковой дивизии, стрелок. Был убит 26 октября 1941 года. В Шурине у него осталась жена — Сорокина Ф.Д. Теперь поисковикам предстоит найти родственников бойца.
Танковая дивизия без танков
Смерть Василия Величко — лишь одна из множества личных трагедий 28-й танковой дивизии, которую передали в распоряжение 27-й армии для освобождения Демянска. Начав войну в Прибалтике, она отступала до Новгорода, потеряв почти все свои танки, а на момент боёв у Демянска тяжелой техники в соединении вовсе не осталось.
Показательно перечитать журнал военных действий того самого 125‑го танкового полка, в котором служил Василий Величко. На 16 июня 1941 года в него входили четыре батальона. «1-й, 2-й, 3-й батальоны — пешие, вооружены винтовками, 4-й батальон — танковый — 46 танков Т-26, большинство из них — старые, все танки не укомплектованы положенным ЗИП (запасные части, инструмент и принадлежности. — Прим. авт.), на пять танков — 1 заводная рукоятка, нет запасных запальных свечей и др. крайне необходимых запасных частей, — записал в журнале начальник 1-й части, капитан Чигин. — В складе техчасти не имелось ни одной запасной детали для ремонта танков. Тракторов и буксирных цепей полк не имел, за исключением 1 тягача, который еле-еле тащился сам».
Поисковикам также удалось поднять со дна озера два подписных предмета — котелок и мундштук. На котелке выбиты фамилия и инициалы — Маковоз Г.Ф., на мундштуке только инициалы — М.Н. Но в распоряжении экспедиции есть данные о том, что среди погибших на этой территории был Николай Иванович Морозов. Возможно, найденный мундштук принадлежал именно ему. Установить это ещё предстоит после работы с документами.
Одновременно с подъёмом останков в акватории озера недалеко от деревни Подбереза идёт и разведка новых участков, где можно провести поисковые изыскания. Работы поисковикам здесь хватит не на одно лето.