Работа на раскопе церкви Бориса и Глеба в Кремле поможет создать план масштабного сооружения
В Новгородском кремле завершаются раскопки церкви Бориса и Глеба, проводимые Институтом археологии РАН. Нынешний раскоп стал продолжением ряда небольших раскопов прошлых лет, заложенных вдоль северного фасада миниатюрной церкви Андрея Стратилата.
Как рассказали в Новгородском музее-заповеднике, цель нынешних работ — исследование культурного слоя, примыкающего к храму, фундаментов и нижних частей стен церкви Бориса и Глеба, построенной в 1167–1173 годах. Храм неоднократно перестраивался и обрушился в середине XVII века. Церковь Андрея Стратилата, возле которой ведутся раскопки, была одним из приделов большого храма.
Впервые остатки храма Бориса и Глеба были раскопаны в 1940 году новгородскими археологами. Но кроме нескольких дневниковых записей и не очень подробных планов, из документов этих раскопок до наших дней ничего не дошло.
— В 1941 году из-за войны раскоп засыпали, мы сейчас идём по следам исследователей 1940-х годов. Наша задача внимательнее изучить фундамент, после чего появятся план сооружения, соображения об облике и размерах этого здания, о том, что ему предшествовало, когда и что впервые появилось на этой территории, — рассказал Владимир СЕДОВ, член-корреспондент РАН, доктор искусствоведения, руководитель работ на раскопе.
К слову, на память о раскопках 1940-х годов современным исследователям уже достался деревянный столбик, которым предшественники размечали квадраты при работе и другие утилитарные предметы. Но есть в нынешнем раскопе и нетронутые части, те, что археологи ранее не исследовали.
— Находятся старые вещи — в основном керамика. Это свидетельствует о том, что в XI веке здесь был населённый район. Фрагменты амфоры — возможно, в них приехало вино с юга, металлические изделия, — уточнил Владимир Седов.
По его словам, место это давно интригует исследователей. И дело не только в параллели, проводимой между легендарным гусляром Садко и заказчиком церкви Бориса и Глеба Сотко Сытиничем.
— Существуют легенды о том, что на этом месте стояла тринадцатиглавая деревянная София, но, прямо скажем, я её тут пока не вижу, — рассказал Владимир Седов. — Что до Сотко, то замыслил он явно что-то очень крупное. Церковь Бориса и Глеба мы небезосновательно сравниваем с Георгиевским собором Юрьева монастыря.
Археологи уверены, что последовательная работа уточнит расположение храма, даст возможность составить его план, изучить кладку стен и фундаментов, исследовать культурные слои домонгольского периода, предшествующие сооружению каменного храма.