В посёлке Хвойная открыт мемориальный зал, посвящённый истории воздушного моста с блокадным Ленинградом
Удушающее кольцо замкнулось 8 сентября. Дорога жизни появилась зимой, когда покрылась льдом Ладога. Осенью 1941 года продовольствие и боеприпасы город получал благодаря транспортной авиации. Обратными рейсами лётчики эвакуировали людей.
С 7 октября по 29 декабря отряд МАОН (Московская авиагруппа особого назначения), базировавшийся на лесных аэродромах в районе Хвойной и Кушавер, совершил 3111 вылетов. Было доставлено 1909 тонн грузов, 4325 тонн продовольствия, вывезено 50 099 человек.
Основу экспозиции, размещённой в здании местного краеведческого музея, составляют документы и фотографии Ленинградской операции МАОН 1941 года из Центрального архива Министерства обороны РФ, Российского государственного архива социально-политической истории, Российского государственного архива экономики, архива Росавиации. И они говорят сами за себя, показывая, кто и как совершал ежедневную боевую работу во спасение осаждённого города на Неве.
Это было на грани возможного — часы между вылетами, груз на борту. Это был постоянный риск: транспортную авиацию караулили немецкие истребители. Шли над Ладогой на бреющем, при нападении смыкались в плотный треугольник, отстреливались из пулемётов. Но иногда кто-то не возвращался — на глазах у товарищей уходил под лёд. Случалось, с детьми на борту.
История МАОН — это и Ржевско-Вяземская операция, и Севастополь, и шотландский Эррол. В 1943 году лучшие пилоты авиасоединения были направлены с секретной миссией на Туманный Альбион, где обучались управлению двухмоторными бомбардировщиками «Албемарл», переданными Советскому Союзу британским правительством. Об этом в Хвойной напоминает уникальный экспонат — лётный костюм Королевских ВВС Великобритании, привезённый в Москву командиром МАОН Вениамином Коротковым.
Музей Российских железных дорог любезно доставил его в Хвойную. Костюм добирался в новгородский райцентр с пересадками, находясь в опломбированном чемодане. Чем не продолжение секретной миссии?
К 55-летию Победы в Хвойной в память о подвиге авиаторов был установлен памятный камень — глыбу редкого красноватого кварцита нашли в лесу. И этот камень стал прообразом памятника из карельского малинового кварцита, установленного у собора в Эрроле к 75-летию Победы.
Спустя десятилетия после войны подвиг лётчиков продолжает открывать мосты, коль скоро история вышла на международный уровень. Точно так же он строит мостики между людьми, вовлекая их в замечательное общее занятие. Как много было сделано буквально за довольно короткий срок! Если взять за точку отсчёта октябрь 2019 года, когда в Старой Руссе в Музее Северо-Западного фронта внучка командира экипажа МАОН Петра Колесникова Анна Белорусова представила свою книгу «Лётчики особого назначения». А потом...
Владелец Шокшинского месторождения не берёт платы за камень для Эррола. Скульптор Александр Ким совершенно бескорыстно превращает камень в памятник.
То же видим и по отношению к экспозиции в Хвойной. Витрины для неё подарены Царскосельским музеем. Москвичка Елена Старикова вносит личный спонсорский вклад — у неё мама пережила блокаду. Блокада и Ленинград — ключевые слова. Они распахивают двери и открывают сердца.
— Это было как народный порыв, — говорит Анна БЕЛОРУСОВА. — Мне бы хотелось отметить хвойнинцев: главу района Светлану Новосёлову, заместителя главы Инну Фёдорову, заместителя начальника отдела культуры Дмитрия Петрова, коллектив музея — директора Светлану Овчаренко и сотрудниц Наталью Фролову и Елену Емельянову. Мы обрывали друг другу телефоны, мы жили этим делом.
Местные авиамоделисты изготовили из фанеры копии воздушных судов, на которых летали пилоты МАОН. Сразу у входа можно видеть огромный (по меркам экспозиционного зала) «дуглас». Поисковики из демянского отряда «Находка» передали авиационные артефакты. А у Хвойнинского краеведческого музея уже были экспонаты, найденные в Мясному Бору. Это известное каждому новгородцу место также связано с военной историей МАОН.
Внучка командира экипажа Ивана Неронова Юлия Мазулина привезла из Москвы дар музея истории шоколада фабрики «Красный Октябрь» — кожаный реглан лётчика времён Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года, когда дневной рацион выдачи хлеба в Ленинграде был снижен до 125 граммов, «дугласы» перебрасывали в город высококалорийные продукты, в число которых, помимо мороженого мяса, масла и концентратов, входил шоколад «Золотой ярлык». А драже и шоколад «Кола» помогали лётчикам бороться с усталостью.
Повезло «крылатому осназу» иметь своего художника — бортстрелка Николая Розова. Студент третьего курса Московского института прикладного и декоративного искусства, будущий выдающийся советский скульптор ушёл на фронт добровольцем.
— Мы использовали его графику из боевого альбома для оформления зала большими панно, — рассказывает дизайнер экспозиции Александра МИЗИКОВА, правнучка лётчика Петра Колесникова.
Добавим, что экспозиция, открытие которой было приурочено к 80-летию великой трагедии XX века — началу блокады Ленинграда, создавалась при поддержке Российского исторического общества. И замечательно, что она открылась именно в Хвойной. Трудно не согласиться с Анной Белорусовой:
— История не связана исключительно с большими центрами. И живём мы не по решению сверху, скорее уж по благословению свыше. Здесь, в Хвойной, начинался воздушный мост. И этот посёлок — навсегда как намоленное место.