Вторник, 16 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

На крыльях подвига

Дмитрий Петров, зам. начальника отдела культуры Хвойнинского округа, проводит первую экскурсию.

Дмитрий Петров, зам. начальника отдела культуры Хвойнинского округа, проводит первую экскурсию.

Фото: Ольги ПЕТРОВОЙ

В посёлке Хвойная открыт мемориальный зал, посвящённый истории воздушного моста с блокадным Ленинградом

Удушающее кольцо замкнулось 8 сентября. Дорога жизни появилась зимой, когда покрылась льдом Ладога. Осенью 1941 года продовольствие и боеприпасы город получал благодаря транспортной авиации. Обратными рейсами лётчики эвакуировали людей.

С 7 октября по 29 декабря отряд МАОН (Московская авиагруппа особого назначения), базировавшийся на лесных аэродромах в районе Хвойной и Кушавер, совершил 3111 вылетов. Было доставлено 1909 тонн грузов, 4325 тонн продовольствия, вывезено 50 099 человек.

Основу экспозиции, размещённой в здании местного краеведческого музея, составляют документы и фотографии Ленинградской операции МАОН 1941 года из Центрального архива Министерства обороны РФ, Российского государственного архива социально-политической истории, Российского государственного архива экономики, архива Росавиации. И они говорят сами за себя, показывая, кто и как совершал ежедневную боевую работу во спасение осаждённого города на Неве.

Это было на грани возможного — часы между вылетами, груз на борту. Это был постоянный риск: транспортную авиацию караулили немецкие истребители. Шли над Ладогой на бреющем, при нападении смыкались в плотный треугольник, отстреливались из пулемётов. Но иногда кто-то не возвращался — на глазах у товарищей уходил под лёд. Случалось, с детьми на борту.

История МАОН — это и Ржевско-Вяземская операция, и Севастополь, и шотландский Эррол. В 1943 году лучшие пилоты авиасоединения были направлены с секретной миссией на Туманный Альбион, где обучались управлению двухмоторными бомбардировщиками «Албемарл», переданными Советскому Союзу британским правительством. Об этом в Хвойной напоминает уникальный экспонат — лётный костюм Королевских ВВС Великобритании, привезённый в Москву командиром МАОН Вениамином Коротковым.

Музей Российских железных дорог любезно доставил его в Хвойную. Костюм добирался в новгородский райцентр с пересадками, находясь в опломбированном чемодане. Чем не продолжение секретной миссии?

К 55-летию Победы в Хвойной в память о подвиге авиаторов был установлен памятный камень — глыбу редкого красноватого кварцита нашли в лесу. И этот камень стал прообразом памятника из карельского малинового кварцита, установленного у собора в Эрроле к 75-летию Победы.

Спустя десятилетия после войны подвиг лётчиков продолжает открывать мосты, коль скоро история вышла на международный уровень. Точно так же он строит мостики между людьми, вовлекая их в замечательное общее занятие. Как много было сделано буквально за довольно короткий срок! Если взять за точку отсчёта октябрь 2019 года, когда в Старой Руссе в Музее Северо-Западного фронта внучка командира экипажа МАОН Петра Колесникова Анна Белорусова представила свою книгу «Лётчики особого назначения». А потом...

Владелец Шокшинского месторождения не берёт платы за камень для Эррола. Скульптор Александр Ким совершенно бескорыстно превращает камень в памятник.

Анна Белорусова, внучка командира экипажа Петра Колесникова, и Юлия Мазулина, внучка командира экипажа Ивана Неронова. Фото Ольги Федоровой

То же видим и по отношению к экспозиции в Хвойной. Витрины для неё подарены Царскосельским музеем. Москвичка Елена Старикова вносит личный спонсорский вклад — у неё мама пережила блокаду. Блокада и Ленинград — ключевые слова. Они распахивают двери и открывают сердца.

— Это было как народный порыв, — говорит Анна БЕЛОРУСОВА. — Мне бы хотелось отметить хвойнинцев: главу района Светлану Новосёлову, заместителя главы Инну Фёдорову, заместителя начальника отдела культуры Дмитрия Петрова, коллектив музея — директора Светлану Овчаренко и сотрудниц Наталью Фролову и Елену Емельянову. Мы обрывали друг другу телефоны, мы жили этим делом.

Местные авиамоделисты изготовили из фанеры копии воздушных судов, на которых летали пилоты МАОН. Сразу у входа можно видеть огромный (по меркам экспозиционного зала) «дуглас». Поисковики из демянского отряда «Находка» передали авиационные артефакты. А у Хвойнинского краеведческого музея уже были экспонаты, найденные в Мясному Бору. Это известное каждому новгородцу место также связано с военной историей МАОН.

Внучка командира экипажа Ивана Неронова Юлия Мазулина привезла из Москвы дар музея истории шоколада фабрики «Красный Октябрь» — кожаный реглан лётчика времён Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года, когда дневной рацион выдачи хлеба в Ленинграде был снижен до 125 граммов, «дугласы» перебрасывали в город высококалорийные продукты, в число которых, помимо мороженого мяса, масла и концентратов, входил шоколад «Золотой ярлык». А драже и шоколад «Кола» помогали лётчикам бороться с усталостью.

Повезло «крылатому осназу» иметь своего художника — бортстрелка Николая Розова. Студент третьего курса Московского института прикладного и декоративного искусства, будущий выдающийся советский скульптор ушёл на фронт добровольцем.

Ленинград. Аэродром Смольный. Посадка раненых в самолёт. Декабрь 1941 года. Фото из боевого альбома МАОН. РГАСПИ

— Мы использовали его графику из боевого альбома для оформления зала большими панно, — рассказывает дизайнер экспозиции Александра МИЗИКОВА, правнучка лётчика Петра Колесникова.

Добавим, что экспозиция, открытие которой было приурочено к 80-летию великой трагедии XX века — началу блокады Ленинграда, создавалась при поддержке Российского исторического общества. И замечательно, что она открылась именно в Хвойной. Трудно не согласиться с Анной Белорусовой:

— История не связана исключительно с большими центрами. И живём мы не по решению сверху, скорее уж по благословению свыше. Здесь, в Хвойной, начинался воздушный мост. И этот посёлок — навсегда как намоленное место.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сергей Торопов — за реставрацией берестяных грамот.

Ябедник в гостях у Хромого жука,

А также почему у НовГУ на неделе семь Пятниц и столько же Троиц

10.07.2024 | История

Сергей Митин: «Благодаря Орловым (и таким, как они) 34-летнее правление императрицы стало по праву называться «Екатерининской эпохой» в истории России».

«Орловы на службе Отечеству»

Сергей Митин посвятил свою книгу дворянскому роду, сыгравшему значительную роль в судьбе России

10.07.2024 | История

Большие дела вершатся общими усилиями и к общей радости. На открытии выставки — Максим Орешкин, владыка Лев и Андрей Никитин.

Чудо обретения

В Великий Новгород вернулась святыня, похищенная во время оккупации немецким капелланом

19.06.2024 | История

Новые издания НГОМЗ расскажут, как Пушкин относился к Новгороду.

Ненаписанное путешествие

Каким был Новгород для Пушкина

11.06.2024 | История

Часть предметов крестьянской одежды для выставки предоставил российский художник Иван Глазунов.

Ситцевый рай

В Новгородском музее открылась выставка праздничных крестьянских костюмов

11.06.2024 | История

Портрет графа А.Г. Орлова-Чесменского. 1806—1809 гг.

На белом коне

Своим возвращением на родину победитель Чесмы обязан фортуне, музею, меценату и немного… лошадям

29.05.2024 | История

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА