Боровичи вспоминают своё столичное прошлое
Было время, когда на какой-нибудь боровичской улице можно было запросто встретить Назара Думу или Грициана Таврического. Или другого не менее интересного персонажа. И местная ребятня, завидев знакомое лицо, говорила: «О, Попандопуло пошёл!».
Всё потому, что могли и не знать, как на самом деле зовут того или иного ленинградского артиста, а спектакли с их участием смотрели все. И не по одному разу.
Так случилось, что весной 1942 года Боровичи на время стали театральной столицей Ленинградской области, которой город был тогда административно подчинён. Конечно, причиной стали война, блокада, боровичские госпитали. Надо было поднимать моральный дух раненых, врачевать их своим искусством. В город на Мсте были эвакуированы ленинградские областные театры драмы и оперетты, а также областная филармония. Возглавил этот творческий десант режиссёр Ленинградского радиовещания Григорий Авлов.
— Сами артисты не любили слова «эвакуация», — рассказывает научный сотрудник Музея истории города Боровичи и Боровичского края Елена НЕЧИПОРЕНКО. — Выступая в воинских частях, в госпиталях, перед трудовыми коллективами, они считали себя на службе, как минимум — в командировке.
Первой постановкой была «Свадьба в Малиновке» в исполнении Театра оперетты. Оперетта — жанр весёлый, ироничный, даже комедийный. И замечательно!
Вспомним поэму Александра Твардовского «Василий Тёркин»:
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Жанр ни при чём. Главное — чтобы от души, чтобы было пропущено через себя и понято. Среди спектаклей, сыгранных театром «в командировке», была и «Девушка в Барселоне». За партитурой к оперетте ездили в Москву. Трое суток в один конец. Это было утомительно и голодно. Но премьера в Боровичах к 25-летию Октябрьской революции состоялась на день раньше, чем в столице. В роли Марианны, потерявшей родителей в гражданской войне в Испании и выросшей в СССР, выступила Ольга Дашковская, жена художественного руководителя театра Николая Дашковского.
«На генеральной репетиции перед финалом, — напишет она потом в своей книге «Старые мастера оперетты», — я страшно разозлилась на себя за то, что всё, что ни делаю, чувствую — пусто! И только рассвирепев, сердцем поняла, что зерно роли заключается в любви не только к отдельным людям, а прежде всего к Родине. Когда с этим чувством я вышла на финал первого акта, сразу ощутила, как всё вокруг меня осветилось иным светом…».
Напишет она и о том, с каким ликованием было встречено известие о снятии блокады с Ленинграда. И с каким воодушевлением после этого «мы приступили к постановке оперетты А. Рябова «Сорочинская ярмарка».
Когда спектакль увидела публика, советские войска освобождали Украину. «Сорочинская ярмарка» — повесть Н.В. Гоголя, Полтавщина. Всё это вызывало необыкновенные переживания и подъём.
Вспомнит Ольга Павловна и санитарку Шурочку, принявшую её в свои объятия на Боровичском аэродроме. Пилот с больной артисткой на борту чудом вывел машину из-под огня вражеских зениток. Шурочка «относилась ко мне со святой материнской жалостью, хотя я и была почти вдвое старше её…».
Ленинградский Областной Малый драматический театр показал боровичанам спектакли по пьесе Г. Мдивани «Батальон идёт на Запад», «Русские люди» Константина Симонова, «Фронт» Александра Корнейчука. По инициативе этого коллектива были собраны средства на танк «Работник искусств».
В госпиталях умирали бойцы. Когда война откатилась на Запад, женщины всё так же продолжали получать похоронки на своих мужей и сыновей. Можно ли говорить, что в прифронтовых Боровичах не было войны? Но война оставила и невероятный культурный след. Здесь были прекраснейшие педагоги!
Причём это началось раньше, ещё в послереволюционный период. Например, в Боровичах какое-то время жил выдающийся музыкант-этнограф, инструментовед Николай Привалов. В начале 1920-х годов Николай Иванович голодал в Одессе, пытаясь заработать на жизнь тапёром. А в Боровичах была вакансия руководителя оркестра. Привалов успел подготовить себе смену. Во время войны его ученик Илья Эсс возглавлял оркестр русских народных инструментов. Впоследствии уже его ученики Анатолий Белов, Борис Андронов, Валерий Дёмин руководили оркестрами при Доме пионеров и ДК комбината огнеупоров.
Присутствие в городе в 1942–1944 годах профессиональных театральных коллективов способствовало творческому росту самодеятельных артистов. К слову, Григорий Авлов был сторонником сближения творческого уровня профессионального и самодеятельного театров. В газете «Красная искра» от 1 января 1944 года он рассказывает о празднике народной песни: «Драмкружок из Шедомицкого сельсовета показал первый акт пьесы «Русская душа», автор пьесы — Алексей Титов, директор Шедомицкой школы. Пленяет прекрасный язык этой патриотической колхозной пьесы…».
И пусть «стирания грани» не произошло, кто-то получил путёвку на профессиональную сцену. Известно, что ленинградские театры сами искали талантливую молодёжь, привлекая её к постановкам. Скажем, Театр оперетты организовал набор среди боровичских девушек, обладающих хорошими вокальными данными. И когда ленинградцы возвращались, то взяли их с собой. Семеро здешних девчонок так и остались работать в театре.
Высокое искусство не может просто уйти. Как считает Елена Нечипоренко, при желании его отголоски можно расслышать и в наш сегодняшний день.
— Я не коренная боровичанка, — говорит она. — Когда-то переехала сюда из города Апатиты. И уже скоро обратила внимание на ту особенность, что здесь много людей, которые могут спеть, станцевать, сыграть. И любят это! А самое большое моё впечатление — пожилые боровичане, которые в детстве застали то военное театральное время. Невольно смотришь на них как на свет в окне.
Тематически культурная история — часть экспозиции недавно открывшейся выставки, посвящённой военному прошлому. Выставка продлится до осени, когда в Боровичах будет установлена стела «Город трудовой доблести».
Теги: Новгородская область, Боровичи, ВОВ, культура, театр