Сегодня в Никольском соборе откроется выставка живописи и графики Григория Штендера
Экспозиция приурочена к 95-летию Григория Михайловича. Штендер — легенда новгородской реставрации. Выдающийся архитектор, замечательный художник. Человек, о котором, казалось бы, всё сказано. Но нет, выставка представит нам Штендера малоизвестного и даже неизвестного, ведь многие его работы ранее не выставлялись.
В этом году в фонды Новгородского музея-заповедника принято 107 работ, переданных ранее вдовой художника. Они охватывают долгий, почти сорокалетний период творчества, начиная с 1950-х годов, с его первых зарисовок, навеянных Киевом — городом, в котором он родился.
— В Киеве он закончил архитектурно-строительный институт, мечтал строить санатории, курорты, — рассказывает искусствовед Татьяна ВОЛОДИНА. — Ему подошли бы Сочи, но там не давали жильё. В Новгороде он оказался случайно. И увидел нечто напоминающее ему Киев — древнерусские памятники. Он попал в среду, которая его приняла и помогла обрести смысл всей дальнейшей жизни. Любовь Шуляк знакомит его с новгородскими памятниками, буквально водит по городу. Он знакомится с археологом Арсением Арциховским, сближается с художником Семёном Пустовойтовым, другими представителями культурной элиты того времени. Молодой Штендер познаёт новгородские памятники через рисунок и открывает в себе способность, о которой прежде, возможно, не догадывался, — он чувствует особенность этой архитектуры, дух породившей её эпохи. Он пишет «Параскева Пятница до реставрации» — храм взывает о помощи, но он прекрасен. Мы замечаем не холодный и точный набросок, а эмоциональный взгляд художника, ощущающего тепло этих форм. Вместе с тем это — сугубо реалистическое искусство исследователя. Изучая, он рисует. А рисуя, изучает.
Штендер довольно быстро становится, что называется, знаковой фигурой. В начале 1960-х он уже известный и уважаемый реставратор, член Союза архитекторов и Союза художников, отделение которого сам же в Новгородской области и организовывал. Вместе с Семёном Пустовойтовым, Дмитрием Журавлёвым, Владимиром Рябовым.
Григорий Михайлович первым из новгородских художников принимает участие в республиканских (РСФСР) выставках. Сначала с киевскими работами, потом — и с новгородскими.
Он был хорошо знаком и с некоторыми другими древнерусскими городами — Черниговом, Полоцком. Как архитектор он получал заказы на исследования памятников. Как художник он их рисовал. Поэтому у Штендера есть также «армянская серия» и «дагестанская». Есть цикл, посвящённый древнерусским крепостям: Соловки, Изборск…
— Его можно считать основоположником жанра архитектурного пейзажа в Новгороде, — продолжает Татьяна Володина. — Между прочим, в атеистическом государстве это не особенно приветствовалось, ведь памятники — это храмы, монастыри. Но далеко не всегда Георгий Михайлович выступает в ипостаси художника-исследователя. У него есть городские пейзажи. Например, новгородская «Улица Большевиков» — очень узнаваемая, очень тёплая, просто чудесная работа. Или «Мост через Волхов» — мост Александра Невского был тогда только что построен. Или просто «Остановка у кремля». Рисовал он и портреты.
Наверняка в экспозиционном зале вызовет интерес работа «Таня и Ной». Художник написал её в интерьере храма. С натуры, наблюдая за работой реставратора. И кто же это мог быть? Представьте, перед нами портрет Татьяны Анатольевны Ромашкевич.
Выставка в стенах Никольского собора — дань памяти, уважения и признательности по отношению к тому, кто много сделал для реставрации этого памятника. Ведь в основе проекта реставрации было исследование Штендера. Благодаря Григорию Михайловичу мы и видим собор пятиглавым. А вот сам он этого так и не дождался, уйдя из жизни в 1992 году.
К открытию выставки музей-заповедник издал каталог, в который вошли все работы Штендера-художника.