Вторник, 16 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Лики и лица

На презентации фильма в музее изобразительных искусств.

На презентации фильма в музее изобразительных искусств.

Фото: Кристины ШЕВЕЛЁВОЙ

В Музее изобразительных искусств состоялся предпремьерный показ фильма «Лики Древнего Новгорода»

Фильм, рассказывающий об обретении и изучении домонгольских фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря, снят кинокомпанией «12КАДР» при содействии Института археологии РАН и Новгородского музея-заповедника.

Сначала было просто. Кинокомпания обратилась в институт, поинтересовавшись, «про что бы…». «А давайте про это!..» — предложили там. Потом киношникам надо было погрузиться в новую тему, а археологам — привыкнуть к тому, что их площадка для исследований стала ещё и съёмочной.

Вследствие чего, как не без юмора заметил Владимир СЕДОВ — главный научный сотрудник отдела средневековой археологии ИА РАН, член-корреспондент РАН, возможность сосредоточиться исключительно на работе воспринималась как счастье.

Но это — лишь первые впечатления. Люди же занимаются искусством, пытаются «преобразить реальность, к которой мы уже привыкли». А после просмотра фильма Владимир Валентинович скажет про «магию преображения», возникающую при взаимодействии с высоким — теми самыми спасаемыми кусочками фресок из XII века: «Если не лики, то лица получаются очень симпатичные и глубокие».

В кадре — археологи, реставраторы, художники, музейщики, духовные лица. Фильм сам похож на фреску, собираемую кусочек к кусочку. Из коротких монологов специалистов выстраивается кинорассказ. О том, что в обобщённом плане можно было бы объяснить словами директора Института археологии РАН, академика РАН Николая МАКАРОВА: «Мы восстанавливаем пласт древнего русского искусства, который был нам неизвестен».

Ох, задал работу архимандрит Фотий, решивший «освежить краски» в Георгиевском соборе. Почти вся фресковая роспись XII века была сбита в 1820–1830-е годы и считалась утраченной. И вот в 2013 году в соборе начинает работать экспедиция Седова, имея в виду совершенно другие задачи. Но находит под чугунным полом собора фрагменты фресковой росписи. В этом году археологи нашли множество фрагментов уже за пределами собора. Все они теперь находятся в Центре реставрации монументальной живописи НГОМЗ.

Георгиевский собор стал причиной создания в Институте археологии РАН Лаборатории архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников.

— Мы изучаем состав красок, их подготовку, — рассказывает учёный секретарь ИА РАН, кандидат искусствоведения Марина ВДОВИЧЕНКО. — Видим, как они накладывались, видим разницу между тем, как это делалось в древности и в более позднее время.

Это видение настолько отчётливо, что у специалиста возникает ощущение, будто он наблюдает, как кисть средневекового мастера скользит по фресковой поверхности.

Лабораторный анализ может рассказать о многом. Особенность древней росписи Георгиевского собора — использование такого пигмента, как лазурит. Добываемый в Афганистане, он, конечно же, стоил больших денег. Однако основной заказчик, князь Всеволод Мстиславович, как видим, не скупился.

Впереди у исследователей и реставраторов ещё много работы. Но будет ещё больше, ведь процесс выемки фресок из грунта на территории монастыря не завершён.

Когда в 2015 году при раскопках в Георгиевском соборе были обнаружены мощи святителя Феоктиста, то, как сказал на презентации фильма епископ Юрьевский Арсений, «мы с братией восприняли это как чудо». Явление искусства древности сродни чуду. Даже каждый узнанный реставраторами образ. Словом, сюжет ещё далеко не исчерпан.

«Всех нас очень впечатлили любовь и самоотверженность археологов и реставраторов, — поделился с «НВ» генеральный продюсер кинокомпании «12КАДР» Арсений ОВЧИННИКОВ. — Надеюсь, нам удалось это передать».

Фильм «Лики Древнего Новгорода» будет представлен на платформе «Премьер» в разделе документального кино.

Теги: Лики Древнего Новгорода, история, фильм

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сергей Торопов — за реставрацией берестяных грамот.

Ябедник в гостях у Хромого жука,

А также почему у НовГУ на неделе семь Пятниц и столько же Троиц

10.07.2024 | История

Сергей Митин: «Благодаря Орловым (и таким, как они) 34-летнее правление императрицы стало по праву называться «Екатерининской эпохой» в истории России».

«Орловы на службе Отечеству»

Сергей Митин посвятил свою книгу дворянскому роду, сыгравшему значительную роль в судьбе России

10.07.2024 | История

Большие дела вершатся общими усилиями и к общей радости. На открытии выставки — Максим Орешкин, владыка Лев и Андрей Никитин.

Чудо обретения

В Великий Новгород вернулась святыня, похищенная во время оккупации немецким капелланом

19.06.2024 | История

Новые издания НГОМЗ расскажут, как Пушкин относился к Новгороду.

Ненаписанное путешествие

Каким был Новгород для Пушкина

11.06.2024 | История

Часть предметов крестьянской одежды для выставки предоставил российский художник Иван Глазунов.

Ситцевый рай

В Новгородском музее открылась выставка праздничных крестьянских костюмов

11.06.2024 | История

Портрет графа А.Г. Орлова-Чесменского. 1806—1809 гг.

На белом коне

Своим возвращением на родину победитель Чесмы обязан фортуне, музею, меценату и немного… лошадям

29.05.2024 | История

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА