Пятница, 22 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Художник и вождь

Второе «я» художника – музыка и гитара.

Второе «я» художника – музыка и гитара.

Фото: из архива Старорусского филиала НГОМЗ

Эпоха сталинизма в картинах Василия Сварога

В канун 140-летия Василия Семёновича Сварога (Корочкина) выйдет альбом, посвящённый его творчеству и коллекции работ в собрании Новгородского музея-заповедника, его Старорусского филиала. У книги будет звучное название — «Диктатура времени».

Правда, немного опередила Москва: Сварог попал под обложку книги «Иконография Сталина. Репрезентация власти в советском искусстве 1930–1950-х годов». Но автор — доктор культурологии, профессор МГУ Ирина Руцинская — к юбилею нашего земляка не подгадывала. И вообще, Сварог присутствует там сугубо иллюстративно — без анализа художественного метода.

Иным «повезло» меньше. Цитата: «В 1949 году известный советский художник Н.Н. Жуков, дважды лауреат Сталинской премии, выполнил рисунок «И.В. Сталин в ссылке читает письмо В.И. Ленина, 1903 г.», который демонстрирует удивительную композиционную близость с известной картиной Яна Вермеера «Дама в голубом, читающая письмо. 1663–1664».

А вот интересное примечание к эпохе: «Для партийных съездов в СССР (в отличие, например, от фашистской Германии) специальных зданий не строили». Без иронии текст пресен, с иронией — пристрастен. Кто смотрит на красное (прошлое) сквозь розовое, тому труд автора «Иконографии» не нравится. Кто использует другие цвета (хоть бы как платье дамы у Вермеера), тот не скупится на комплименты. Никто не свободен от своих взглядов. И никто не знает, какие взгляды он имел бы, будучи современником Сварога. А самое главное — из каких соображений: сугубо конъюнктурных или вполне искренних?

— Сложно судить, но я считаю, что в его случае определённо больше второго — он был искренним человеком, — говорит новгородский искусствовед Татьяна ВОЛОДИНА. — Его дело — рисовать. А время подсказывало — что. Он вышел из нищеты, смог поступить на учёбу в школу при училище Штиглица благодаря тому, что жители Старой Руссы собрали для него деньги. Ещё во время революции 1905 года участвовал в сатирических журналах, причём подписывал рисунки своим именем. Октябрь 1917-го он просто принял. Он уже достиг определённого уровня — был принят у передвижников, у Ильи Репина. Конечно, он хотел заниматься и зарабатывать тем, что умел и любил. Когда был создан советский Худфонд, Сварог стал работать на заказ. И делал это искренне. Например, его современник и друг Игорь Грабарь — уже признанный художник и искусствовед — писал, что никто так не откликался на современность, как Сварог. О том, что он не был жёстким конъюнктурщиком, наверное, говорит и тот факт, что почти со всеми из политической элиты, с кем он был близок, власть обошлась неласково. Вспомним о печальной судьбе Владимира Невского — большевика, историка, издателя. Это он, переехав из Ленинграда в Москву, перетянул туда и Сварога. Невский был репрессирован и расстрелян. И ещё несколько человек, с которыми Сварог работал над изданием, посвящённым Гражданской войне, были расстреляны. Он как-то не очень удачно дружил.

Есть конспирологическая версия по поводу одной из картин Сварога, что некоторые персонажи, изображённые рядом со Сталиным, но впоследствии репрессированные, были, так сказать, подретушированы. 

— Я этого не знаю. Но, конечно, он боялся. Том о Гражданской войне только вышел, как был уничтожен. Всю редколлегию арестовали и расстреляли. Художника не тронули.

Доклад И.В. Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов. Василий Сварог, 1938 г.

Но у него всё же оставались влиятельные друзья. Например, Валериан Куйбышев. 

— С Куйбышевым они музицировали вместе. Сварог учил его играть на гитаре. У них действительно были по-человечески тёплые отношения. Но Куйбышев довольно рано умер. Руководителей такого уровня, как Куйбышев и Орджоникидзе, Сварог рисовал с натуры. Сталина — нет. Съезды, встречи — это делалось с фотографии. На заказ, конечно. Определённый конформизм мог быть в том, что своими политическими композициями и официальной успешностью художник сохранял себя другого — он продолжал музицировать, сочинять, писать аранжировки для гитары. Он очень это любил и признавался, что ни за что не может от этого отказаться. Но даже в своих революционных и политических картинах Сварог очень эмоционален и романтичен. При том, что быть иллюстратором эпохи, в каком-то смысле художником-репортёром, — это даже чисто физически тяжело. Картину «Сталин на Тушинском аэродроме» он нарисовал за два месяца. Репин полотно такого масштаба писал два года. Но у Василия Семёновича была и отдушина. Какие чудесные у него крымские акварели! Даже когда он в командировке на заказ пишет совхоз «Гигант». Роскошные рисунки с видами Львова — это тоже живёт безотносительно времени. 

Произведения Василия Сварога есть в коллекциях центральных музеев страны и ближнего зарубежья. Живопись, акварели, графика. Примерно половина всего наследия художника хранится в Старой Руссе. Включая личные вещи и нотные записи.

Сварог ведь не оставил дневников, записей, где обозначил бы свой взгляд, свои мысли о времени, творчестве, людях. 

— Личных оценочных суждений, к сожалению, нет. Может, были утрачены или уничтожены. А может, их и не было вовсе. Вывод о человеке, принявшем новый строй, можно сделать по характеру его творчества. Он жил в то время, которое его и пугало, и восхищало. Василий Сварог был довольно популярен. Есть свидетельства, что при заселении знаменитого элитного Дома на набережной в Москве в квартирах были его картины. 

Василий Сварог был мастером агитационного плаката.

Соцреализм снова в моде. 

— Обратите внимание хотя бы на картины-заставки, сопровождающие прогноз погоды на телеканале «Культура». Как там всё прописано — пространство и каждая фигура. При всей возможной двоякости восприятия советского прошлого нельзя не признать, что в этих работах есть мастерство. Художники соцреализма оставались художниками. Вот и всё. 

* * *

«Диктатура времени» — это прежде всего альбом-каталог. Но это также и рассказ о том, как создавалась и хранилась коллекция, и о самом художнике — его биографии и творчестве. 

Время диктует, время зовёт, время напоминает…

Теги: Сварог, художник, искусство, история

РЕКЛАМА

Еще статьи

Екатерина Борисевич: «Можно перевернуть горшок, но не факты».

Горшок с зубами

и другие особенности дизайна каменного века

20.11.2024 | История

Мост Александра Невского стал новой достопримечательностью Новгорода.

Берег левый, берег правый

Главный мост Великого Новгорода тихо отметил свой юбилей

20.11.2024 | История

Алла Михайлова: «Мы — невольные участники Великой Отечественной войны и её последние свидетели».

«Я часто плачу, когда пишу»

О новой книге летописца детей войны Аллы МИХАЙЛОВОЙ

02.10.2024 | История

На участке площадью около 30 квадратных метров археологами найдено уже почти 180 погребений. Плотность захоронений такова, что иногда тесно и мастерку. Кстати, на снимке он в руках у руководителя раскопа Павла Миляева.

Тихая сенсация

Впервые удалось исследовать новгородское кладбище XIV века

25.09.2024 | История

Потомок японского пленного Юрий Галанин с семьёй посетил село Медведь.

Самурай и учительница

Потомки японского пленного и героини романа посетили село Медведь

18.09.2024 | История

«Правила Суворова» полезнее читать вместе с его «Наукой побеждать».

Правила Суворова

Новгородский музей-заповедник выпустил книгу афоризмов знаменитого полководца

11.09.2024 | История

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА