Демянские поисковики нашли советскую летающую лодку МБР-2
На днях завершилась экспедиция на озере Дехино, в ходе которой был обнаружен советский гидросамолёт, находившийся на вооружении в годы Великой Отечественной войны.
МБР-2 — это морской береговой разведчик, не применявшийся на Северо-Западном и соседних фронтах. Ближайшая для него локация — Балтика. Что же было делать «моряку» в глухом месте среди болот и озёр на стыке Старорусского и Демянского районов?
— Для нас самих это было полным сюрпризом, — говорит командир отряда «Находка» Александр МОРЗУНОВ. — Надеялись найти бомбардировщик Пе-2 или штурмовик Ил-2, сбитые в районе этого озера.
Ближайшая деревня — Приволье. Раньше это было Глухое Демидово. Название — говорящее. Не всякое место назовут глухим. Но война через неё прошла — и отступление, и наступление.
Местные рассказы (теперь уже похожие на легенды) про самолёты указывали на глухое болото. Одна женщина видела там мёртвого лётчика вскоре после падения самолёта. Перенести его в деревню она не могла, поэтому просто прикрыла ветками.
Хотя говорили и про озеро: ещё после войны из воды торчал большой транспортный самолёт, и люди его постепенно разбирали. Подтверждением тому служит трофейный документ: командир батареи обер-лейтенант Преч докладывал вышестоящему командованию, что 1 октября 1941 года при проведении рекогносцировки местности около Дехина заметил на удалении от южного берега плавающие на поверхности обломки советского самолёта.
Крылья с якорем
Дехино было решено проверить попутно, раз уж забрались в эти труднодоступные места. В одном месте приборы показали магнитные аномалии. При первом же погружении водолаз уткнулся в донный ил. Даже ласты остались на поверхности. Озеро оказалось необычно мелким. До ила — всего 1,7 метра.
Понятно, что самолёт, имеющий пять метров в высоту, не мог не торчать над поверхностью. Но под водой содержимое кабины осталось нетронутым: приборы, компасы, ракетницы… И удивительное дело — якорь в носовой части! Это может означать только одно: самолёт имел двойное назначение — он мог ещё и плавать.
Руководитель группы подводного поиска отряда «Находка» Алексей Иванов вспомнил, что зимой 1991 года аквалангисты новгородского клуба «Новый Аквилон» уже находили такой самолёт. Только в другом озере — Шлино. Водолазы подняли двигатель, а также фрагменты корпуса и оборудования.
Тогда тоже искали по подсказке. Сохранились воспоминания, что осенью 1941 года самолёт перевернулся при посадке на воду. При этом кто‑то из военных утонул, а остальные вплавь добрались до острова Лигоново, где скрывались, думая, что находятся в немецком тылу. Местные сообщили им, что врага здесь нет, и переправили на лодках на берег. Затем на озере работали военные водолазы, которые достали из затонувшего самолёта какой-то груз.
— Мы резко начали работать по документам, — продолжает Морзунов. — И всплывает печальная история. Два самолёта 15-й отдельной авиаэскадрильи 18 сентября 1941 года вылетели с острова Эзель и сбились с курса. Видимо, они летели парой. Летели, пока не истратили топливо. Горькая разница состоит в том, что в отличие от Шлино озеро Дехино, окружённое болотами, было на территории, занятой немцами.
15-я ОАЭ ВВС Краснознамённого Балтийского флота базировалась на острове Эзель (ныне — Сааремаа, Эстония). В начале войны в её составе было 17 самолётов МБР-2, а к 12 июля — лишь 7. Эскадрилья производила разведку Балтийского моря, в частности — Финского залива, а также бомбардировку судов противника. В августе остатки эскадрильи обеспечивали деятельность тыла сводной группы бомбардировщиков, совершавшей вылеты на Берлин.
Операция «Берлин»
В ночь на 22 июля 1941 года около 200 немецких самолётов бомбили Москву. Нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов предложил дать ответ — совершить налёт на Берлин. Предложение получило поддержку Иосифа Сталина. Руководство операцией «Берлин» было поручено командующему ВВС КБФ генерал-майору Семёну Жаворонкову. На аэродром Кагул острова Эзель прилетели дальние бомбардировщики ДБ-3.
Советские самолёты летали через Балтику в тёмное время суток на большой высоте. Всего было совершено 98 вылетов, при этом потери составили 29 самолётов. На столицу германского рейха было сброшено свыше 21 тонны фугасных и зажигательных авиационных бомб и 34 агитационные бомбы.
Были награждены орденами 48 участников операции, пятеро представлены к званию Героя Советского Союза. Главное значение операции — не разрушения, причинённые врагу, а моральный подъём в рядах советских воинов и всего народа — надежда на справедливость, возмездие и победу.
На озере Дехино поисковики подняли всё, что можно было отыскать на дне. От фрагментов корпусного дерева до гаечного ключа размером 5 на 7.
История с продолжением
Естественно, что до нашего времени больше информации было о самолёте, найденном в 1991 году в озере Шлино. Например, от председателя воронежского клуба аквалангистов «Риф» Виталия Латарцева в отряде «Находка» узнали, что эта история описана в материалах известного финского историка Карла-Фредрика Геуста. По его данным, самолёт МБР-2 из 15-й ОАЭ КБФ летел из бухты Кихельконна в Ораниенбаум, но из-за навигационной ошибки улетел под Валдай.
Самолёт вывозил шифровальные книги. Вот почему на месте катастрофы потом работали военные водолазы. По имеющимся в архивах документам установлено, что пилотом был лейтенант Иван Афанасьевич Бондаренко, который закончил войну капитаном, кавалером двух орденов Красного Знамени. Штурман Иван Степанович Феденюк погиб в декабре 1942 года. Ещё один член экипажа, воздушный стрелок-радист Михаил Фёдорович Малечкин, вероятно, погиб и похоронен местными жителями на острове Лигоново. Предположение нуждается в проверке. Известно, что на борту было шесть пассажиров. Но пока непонятно — вместе с экипажем или отдельно.
Что касается поднятого недавно из озера Дехино, то уже установлены имена двух пассажиров — это младшие воентехники 15-й ОАЭ Константин Абрамович Снегур и Анатолий Николаевич Мурашев. Оба по документам своей части пропали без вести, а на самом деле оказались в плену. Снегур — уже 25 сентября, Мурашев — в октябре. Снегур был перевезен в Германию, после нескольких попыток побега передан в гестапо, где и сгинул. Мурашев пробыл в плену до 1944 года, после освобождения продолжил службу в учебном заведении ВВС ВМФ. Поисковики запросили в архиве его личное дело в надежде, что там будет объяснительная или докладная, которая прольёт свет на события осени первого года войны.
В деревне Шепелево Ломоносовского района Ленинградской области есть захоронение, на котором увековечены моряки-балтийцы. Там много имён тех, кто на самом деле числится пропавшим без вести. История «дехинского» самолёта подталкивает к изучению их судеб.
* * *
Гидросамолёт МБР-2 — часть военной истории страны. И не только военной. Например, на таком летала Марина Раскова — знаменитая женщина-пилот 1930-х годов. На гражданской версии МБР-2 она участвовала в рекордном перелёте из Севастополя в Архангельск. На маршруте был и Новгород.
Есть идея воссоздать часть самолёта — кабину пилота и штурмана. Она войдёт в экспозицию строящегося в Демянске музея.
P. S. Пока материал готовился к печати, история с морскими разведчиками обросла новыми подробностями, почерпнутыми в архиве в Гатчине. На сегодняшний день установлены все имена членов экипажей и пассажиров обоих самолётов. Найдены воспоминания Анатолия Мурашева и другие интересные документы. Но это — тема уже для следующей публикации.
Теги: Демянск, поисковики, ВОВ