Вторник, 16 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Эхо изначальной Руси,

Музыкальное образование тут вряд ли поможет.

Музыкальное образование тут вряд ли поможет.

Фото: предоставлена НГОМЗ

или Почему старину гораздо труднее услышать, чем увидеть

Выставка «От крюков до топоров. Грани древнерусского певческого искусства», открывшаяся в главном здании НГОМЗ (здание Присутственных мест), не может поразить широтой экспозиции. Между тем это культурное событие можно назвать и в прямом, и в переносном смысле знаковым. Вероятно, это первая попытка познакомить нас с древними церковными распевами, воспроизводившимися на основе крюковой (знаменной) аннотации.

— Мы можем лишь чуть-чуть приподнять завесу незнания, — говорит куратор выставки, научный сотрудник НГОМЗ Илья МЕЛЬНИКОВ, — дать скромное представление о профессиональном музыкальном искусстве в Древней Руси. Несравненно проще познакомиться с архитектурой, живописью. Вот это — смотрите. А вот как звучали распевы в Софийском соборе в Средние века?..

Древние традиции знаменного пения были утрачены уже к XIX столетию. Затем, как это обычно бывает, предпринимались попытки его возродить. Этим занимались лучшие русские композиторы. Создавались замечательные произведения. Но те ли?

А сами крюки, в общем-то, молчат. Это же не известные всем нам современные ноты, чтобы буквально воспроизводить мелодический рисунок. Хотя благодаря новгородскому распевщику Ивану Шайдурову, о котором напоминает нам Илья Мельников, часть дошедших до нас старинных записей можно «прочесть ушами». До конца XVI века крюковая аннотация не обозначала высоту звука. А Шайдуров ввёл специальные красные пометы для её обозначения.

XVI век — пора расцвета новгородской певческой школы. А древнейшие русские певческие рукописи были созданы здесь ещё в XI–XII веках. Профессиональные исполнители и сочинители церковных песнопений, жившие в Новгороде, славились по всей Руси.

До настоящего времени живая школа знаменного пения, передаваемая из поколения в поколение, сохранилась у старообрядцев. Но и она претерпела изменения, и это уже не та традиция, которая существовала в Софии в XI–XII веках. Интересно, что на открытии выставки прозвучали песнопения в исполнении певчих Рижской Гребенщиковской общины, где поддерживаются традиции школы Соловецкого монастыря. И это исполнение могло бы удивить их единоверцев, привыкших к тому звучанию, которое они слышат в моленной какого-нибудь маленького городка, где от века живут старообрядцы.

Но экспозиция прежде всего демонстрирует историю развития древнерусского знаменного пения на основе памятников рукописной и старопечатной книжности из фондов НГОМЗ. В частности, это певческие книги и учебники XVII–XX веков, записанные крюками. Здесь можно проследить, как с течением времени изменялась традиция записи распевов.

Кстати, а что такое топоры? А то всё крюки да крюки. Как пояснил Илья Мельников, это более поздний термин, чем крюки. Исполнители называли этим словом квадратные ноты, пришедшие на смену крюкам.

Выставка продлится до 3 июля.

Теги: Великий Новгород, музей, выставка, НГОМЗ

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сергей Торопов — за реставрацией берестяных грамот.

Ябедник в гостях у Хромого жука,

А также почему у НовГУ на неделе семь Пятниц и столько же Троиц

10.07.2024 | История

Сергей Митин: «Благодаря Орловым (и таким, как они) 34-летнее правление императрицы стало по праву называться «Екатерининской эпохой» в истории России».

«Орловы на службе Отечеству»

Сергей Митин посвятил свою книгу дворянскому роду, сыгравшему значительную роль в судьбе России

10.07.2024 | История

Большие дела вершатся общими усилиями и к общей радости. На открытии выставки — Максим Орешкин, владыка Лев и Андрей Никитин.

Чудо обретения

В Великий Новгород вернулась святыня, похищенная во время оккупации немецким капелланом

19.06.2024 | История

Новые издания НГОМЗ расскажут, как Пушкин относился к Новгороду.

Ненаписанное путешествие

Каким был Новгород для Пушкина

11.06.2024 | История

Часть предметов крестьянской одежды для выставки предоставил российский художник Иван Глазунов.

Ситцевый рай

В Новгородском музее открылась выставка праздничных крестьянских костюмов

11.06.2024 | История

Портрет графа А.Г. Орлова-Чесменского. 1806—1809 гг.

На белом коне

Своим возвращением на родину победитель Чесмы обязан фортуне, музею, меценату и немного… лошадям

29.05.2024 | История

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА