Воскресенье, 22 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Эхо изначальной Руси,

Музыкальное образование тут вряд ли поможет.

Музыкальное образование тут вряд ли поможет.

Фото: предоставлена НГОМЗ

или Почему старину гораздо труднее услышать, чем увидеть

Выставка «От крюков до топоров. Грани древнерусского певческого искусства», открывшаяся в главном здании НГОМЗ (здание Присутственных мест), не может поразить широтой экспозиции. Между тем это культурное событие можно назвать и в прямом, и в переносном смысле знаковым. Вероятно, это первая попытка познакомить нас с древними церковными распевами, воспроизводившимися на основе крюковой (знаменной) аннотации.

— Мы можем лишь чуть-чуть приподнять завесу незнания, — говорит куратор выставки, научный сотрудник НГОМЗ Илья МЕЛЬНИКОВ, — дать скромное представление о профессиональном музыкальном искусстве в Древней Руси. Несравненно проще познакомиться с архитектурой, живописью. Вот это — смотрите. А вот как звучали распевы в Софийском соборе в Средние века?..

Древние традиции знаменного пения были утрачены уже к XIX столетию. Затем, как это обычно бывает, предпринимались попытки его возродить. Этим занимались лучшие русские композиторы. Создавались замечательные произведения. Но те ли?

А сами крюки, в общем-то, молчат. Это же не известные всем нам современные ноты, чтобы буквально воспроизводить мелодический рисунок. Хотя благодаря новгородскому распевщику Ивану Шайдурову, о котором напоминает нам Илья Мельников, часть дошедших до нас старинных записей можно «прочесть ушами». До конца XVI века крюковая аннотация не обозначала высоту звука. А Шайдуров ввёл специальные красные пометы для её обозначения.

XVI век — пора расцвета новгородской певческой школы. А древнейшие русские певческие рукописи были созданы здесь ещё в XI–XII веках. Профессиональные исполнители и сочинители церковных песнопений, жившие в Новгороде, славились по всей Руси.

До настоящего времени живая школа знаменного пения, передаваемая из поколения в поколение, сохранилась у старообрядцев. Но и она претерпела изменения, и это уже не та традиция, которая существовала в Софии в XI–XII веках. Интересно, что на открытии выставки прозвучали песнопения в исполнении певчих Рижской Гребенщиковской общины, где поддерживаются традиции школы Соловецкого монастыря. И это исполнение могло бы удивить их единоверцев, привыкших к тому звучанию, которое они слышат в моленной какого-нибудь маленького городка, где от века живут старообрядцы.

Но экспозиция прежде всего демонстрирует историю развития древнерусского знаменного пения на основе памятников рукописной и старопечатной книжности из фондов НГОМЗ. В частности, это певческие книги и учебники XVII–XX веков, записанные крюками. Здесь можно проследить, как с течением времени изменялась традиция записи распевов.

Кстати, а что такое топоры? А то всё крюки да крюки. Как пояснил Илья Мельников, это более поздний термин, чем крюки. Исполнители называли этим словом квадратные ноты, пришедшие на смену крюкам.

Выставка продлится до 3 июля.

Теги: Великий Новгород, музей, выставка, НГОМЗ

РЕКЛАМА

Еще статьи

Послание госпоже

Вместе с кладом монет в мошенской деревне Меглецы нашли чернильную берестяную грамоту

04.12.2024 | История

Николаевская улица в посаде Малая Вишера приглашает на Новый год.

История на паровой тяге

Ехали в Малую Вишеру, а попали в Ново-Николаевск

04.12.2024 | История

Екатерина Борисевич: «Можно перевернуть горшок, но не факты».

Горшок с зубами

и другие особенности дизайна каменного века

20.11.2024 | История

Мост Александра Невского стал новой достопримечательностью Новгорода.

Берег левый, берег правый

Главный мост Великого Новгорода тихо отметил свой юбилей

20.11.2024 | История

Алла Михайлова: «Мы — невольные участники Великой Отечественной войны и её последние свидетели».

«Я часто плачу, когда пишу»

О новой книге летописца детей войны Аллы МИХАЙЛОВОЙ

02.10.2024 | История

На участке площадью около 30 квадратных метров археологами найдено уже почти 180 погребений. Плотность захоронений такова, что иногда тесно и мастерку. Кстати, на снимке он в руках у руководителя раскопа Павла Миляева.

Тихая сенсация

Впервые удалось исследовать новгородское кладбище XIV века

25.09.2024 | История

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА