Великий мост в Новгороде был сложным, дорогостоящим инженерным ряжевым сооружением с пролётами не менее 16 метров
Нынешней весной сезон подводно-археологических исследований Великого моста Х века на реке Волхов длился лишь один месяц: ровно столько времени погода благоприятствовала учёным. Основная цель работ — продолжение изучения культурных напластований раннего периода существования Великого моста — середины X века. Тогда мост располагался на линии от южной части Гостиного двора к несуществующей ныне Борисоглебской башне.
Как рассказал руководитель подводно-археологической экспедиции, научный сотрудник Центра археологических исследований Новгородского музея-заповедника Айвар СТЕПАНОВ, за два сезона на дне реки Волхов в Великом Новгороде водолазами-исследователями был разработан четвёртый участок раскопа № 5. На предыдущем этапе были изучены правая боковая, нижняя поперечная стенки и водорез пятиугольного в плане сруба древней мостовой опоры. В 2023 году закончено изучение дна в районе левой боковой стенки ряжа. Были зафиксированы последовательность напластований донных отложений, развал венцов и каменного заполнения сруба.
По словам Айвара Степанова, на глубине более 2,5 метра под поверхностью дна у основания мостовой опоры выявлен слой грунта, содержащий керамические сосуды и их фрагменты, типологически соответствующие X–XI векам. Также в этом сезоне найдены дирхем, арабская серебряная монета, введённая в обращение в конце VII века, весовая гирька Х века и фибула, древняя керамика. Археологических находок в нижнем слое оказалось немного, что свидетельствует об отсутствии на мосту этого периода активной торговой и ремесленной деятельности, в отличие от Великого моста XV–XVI веков.
— Поверхностный слой грунта содержит более значительный след из фрагментов керамической посуды, костных кухонных остатков и утраченных предметов. Можно полагать, что на период ремонта и перестройки стационарного городского моста, находящегося с XII по XIX века в 100 м ниже по течению, лавки и ремесленные мастерские перемещались на временные наплавные мосты, сооружаемые, по старой памяти, на месте первого моста, — пояснил Айвар Степанов. — Древний мост был сложным инженерным сооружением, большим и весьма дорогостоящим, с очень длинными пролётами — не менее 16 метров. Длинный пролёт из дерева — это непростое конструктивное решение. Такие примеры известны в мостостроении, но для X века это был высочайший уровень архитектурного мастерства.
Исследования продолжатся в лабораториях, где будут изучены поднятые образцы древесины и керамики. Кроме того, планируется проведение палеогеографических исследований, призванных реконструировать средневековый облик реки Волхов в Новгороде. Проект ведётся под патронажем Новгородского университета при финансировании ГК «Акрон».
Обнаруженные в ходе раскопок археологические предметы и остатки мостовых конструкций предполагается использовать для создания в Великом Новгороде Музея Великого моста. Работа над его экспозицией продолжается, а вновь сделанные находки и новая информация о сооружении позволяют менять концепцию будущей экспозиции.
Теги: Великий Новгород, археология