Сто лет назад в Старой Руссе обожали западноевропейские танцы
Интереснейшее было время! Только-только страна, пережившая Первую мировую, две революции и Гражданскую, привыкала к мирной жизни. Очень непростой, однако мирной. Но уже вовсю развёрнута культурная работа: в 1920-е в городе имелось несколько библиотек, «Пролет-кино», «Новое кино», Музей местного края, работали клубы им. Володарского и К. Либкнехта и Рабочий клуб. Главное — сам народ тянулся к организованному досугу, развивалась художественная самодеятельность. На заводах, в учреждениях и на общественных началах. А если растут ряды самодеятельных артистов, то возникает творческое соревнование — смотры, олимпиады, фестивали…
Обо всём этом напоминает, в частности, такая любопытная вещица, как знак с надписью «Каскад за мазурку 19 22/V 24», которым была награждена жительница города Валентина Ушакова за активное участие в художественной самодеятельности Старорусского курорта. Обратите внимание: в 1924-м. Однако юбилей.
Польская мазурка — и шляхетская, и народная. В России же это был танец для балов. И вот к нему стали приобщаться все, кто ни пожелает. Долой аристократов! Да здравствует аристократизм! Почему нет?
Но смотрите: уже в 1939 году (а известно, что в это время в Старой Руссе при фанерном комбинате существовала школа танцев) рабочая молодёжь с не меньшим энтузиазмом осваивала нечто иное — технику исполнения фокстрота, вальса, танго…
А потом была война. Вот не хотелось бы здесь этой музыки смерти.
И опять — о войне, о войне,
О другом пусть напишут другие.
Заведующая Старорусским филиалом Новгородского музея-заповедника Любовь СИЗЕВА напоминает нам строки стихотворения Михаила Матусовского.
И Валентина Ушакова, наша чемпионка по мазурке, умрёт в блокадном Ленинграде. А родной брат Василий Ушаков, прекрасный художник, найдёт её бездыханное тело на кровати в холодной квартире. И возьмёт лист бумаги с карандашом. Он же художник. Это было его прощание. Этот набросок тоже хранится в музее. Как и знак за мазурку. Как дар памяти от Василия Васильевича.
У маленького знака — большое описание. Учёт экспоната требует точности. Сверху, снизу и на обороте. Всё до металлической петельки, в которую продета льняная верёвочка. Непонятно только: почему — «Каскад»? Был, что ли, такой тип знака? Хорошо бы, конечно, спросить у Культпросвета в лице его Старорусского отдела, чей «автограф» выгравирован на данном «Каскаде».
Жалко Валентину Ушакову. Почётный знак и посмертный рисунок. И вся жизнь. Но она разделила судьбу миллионов.
— Жалко той искренности, той веры и устремлённости в будущее, той особенной атмосферы, которая царила в трудовых коллективах сто лет тому назад, — добавляет Любовь Сизева.
Но это просто история. Вернее, не совсем просто. Потому что она — «В ритме танца». Так будет называться виртуальная выставка про старорусскую культуру новой эпохи, наступившей сто лет назад. Ознакомиться с нею можно будет на сайте НГОМЗ. Виртуальная выставка и реальные судьбы…
Теги: Старой Руссе, Новгородская область