Суббота, 06 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Глядя из Амстердама

Алексей ФИНИКОВ приобрёл голландскую гравюру для своего родного города.

Алексей ФИНИКОВ приобрёл голландскую гравюру для своего родного города.

Фото: НГОМЗ

Что увидел в Новгороде участник голландского посольства в середине XVII века

Иногда главную ценность произведения составляет его фактическое содержание. Наверное, так можно сказать и о гравюре голландского автора Питера ван дер Аа «Вид Новгорода. 1719 год», подаренной Новгородскому музею-заповеднику коллекционером Алексеем Финиковым в мае этого года. Пусть нас не вводит в заблуждение XVIII век, указанный в названии. На самом деле зарисовка панорамы города была сделана в середине предыдущего столетия. И вовсе не рукою вышеназванного автора…

В 1664–1665 годах русское государство посетило голландское посольство, в составе которого был молодой человек по имени Николаас Витсен. Будущего бургомистра Амстердама (в течение 13 сроков занимал этот пост!) отличали предприимчивость и наблюдательность, он вёл дневники и делал зарисовки русских городов, в которых останавливалось посольство. В России (вернее, в СССР) с его «Путешествием в Московию» познакомились лишь в 1966-м. Очень долго записки Витсена считались утерянными. Сам он при жизни не предполагал, что его заметки со временем приобретут историческую значимость.

— Рисунки Витсена вышли в свет благодаря тому, что попали в руки издателя Питера ван дер Аа, — говорит Алексей ФИНИКОВ. — Он придал панораме Новгорода более картинный вид: на переднем плане появились человеческие фигуры, а на дальнем — тревожное небо. Стены, башни, мост, маковки церквей — это всё Витсен.

По словам проживающего в Санкт-Петербурге, но родившегося и выросшего в Новгороде мецената и попечителя (ранее Фиников подарил НГОМЗ литографию Андре Дюрана), гравюру Витсена — ван дер Аа он увидел на одном из аукционов и изначально приобретал её с целью передать Новгородскому музею. Как весьма любопытный художественно-исторический документ. Ведь всегда интересно узнать, как было, это даёт возможность для сравнений.

Так специалисты музея увидели рядом с Большим (Волховским) мостом две башенки Тайничного городка, в котором помещался колодец для снабжения кремля водой. По-соседству — Пречистенскую воротную башню (рухнувшую в 1745-м) с часами и караульней. А неподалёку от Спасских ворот — церковь Образа Спаса, не сохранившуюся до наших дней.

Мамонта не видали?

Возможно, это смелая гипотеза, но Алексей Фиников полагает, что с именем Николааса Витсена, попавшего теперь в наш музей, связано зарождение музейного дела в России вообще.

— Дело в том, что Пётр I, будучи у Витсена в Амстердаме, увидел там диковины из Сибири, каких не было у него самого. И повелел всё подобное отсылать сначала в Сибирский приказ, а далее — в Санкт-Петербург. Впоследствии сибирская коллекция стала одним из оснований для создания Эрмитажа.

То, что государь Пётр Алексеевич в 1697 году во время пребывания в Европе встречался с Витсеном, который и организовал для него четырёхмесячное обучение на верфях Голландской Ост-Индской компании, — можно сказать, энциклопедический факт.

Да и особый интерес Витсена именно к Сибири очевиден. Известно, например, что в 1665 году в Москве он приобрёл рисованное изображение мамонта. Возможно, уже тогда предприимчивый голландец прознал о промысловой добыче мамонтовых бивней. Во всяком случае, эта тема вошла в его книгу «Северная и Восточная Тартария», вышедшую в 1692 году и открывшую европейцам глаза на неизвестные доселе земли. В 1705 году было выпущено новое издание, переработанное и дополненное, в двух томах и объёмом более 1000 страниц. Что интересно, сам автор географических и этнографических описаний в Сибири, в отличие от европейской части России, никогда не был. Он подготовил книгу на основе компиляции чужих изысканий и сведений, которые смог собрать. И этих заметок бургомистр Амстердама уже не терял.

Как в Лондоне

Словесный портрет Новгорода Витсен дал в книге «Путешествие в Московию». Он пишет, что «город лежит вдоль реки, по расположению несколько схож с Лондоном; мост деревянный, по величине не уступает мосту через Темзу, течение реки здесь быстрее. Город окружён деревянным валом, на нём кое-где неуклюжие башни; в них сверху и снизу есть амбразуры для мушкетов и луков, вал состоит из бревен, лежащих вдоль одно на другом; внутрь входят по лестницам и террасам; кое-где есть и каменные башни; ворот много — большинство из дерева, простого строения. У моста находятся каменные ворота в середине каменного вала; за его стенами живёт воевода и находятся все приказы, но и не только они: рядом с ними там еще сотни домов. Эта каменная стена, высокая, белая, простирается вдоль реки на 8–10 минут ходьбы. Над воротами большие часы. В городе виднеется много церковных глав, у одной из главных церквей пять глав, средняя — позолочена».

По мнению голландского гостя, в Новгороде — «излишек церквей». Ещё одного сравнения с Лондоном удостоился «пригород около реки» — «хорошими базарами, лавками, изобилием всяких товаров». Окружность города он определил тремя часами ходьбы.

Витсен был в Новгороде зимой и заметил особенность Волхова, редко замерзающего посередине. Голландец приводит местную легенду: «Царь Иван Васильевич погубил здесь много людей: их привозили к мосту сотнями, отрубали головы, и от этого вода окрашивалась», якобы от этого же она и не замерзала.

В Москве же Витсен и сам стал свидетелем публичных казней, оставив жуткое описание. Вообще, далеко не всё из нашего прошлого в его книге нам может понравиться. Но читать интересно. Кстати, о легендах. Мне как-то рассказывали, что название деревни Зайцево дала Екатерина II: мол, жители, испугавшись проезжавшей царицы, разбежались. Нет, их ещё раньше кто-то напугал. Витсен упоминает именно Зайцево.

«24 декабря 1664 г. посольскому кортежу пришлось остановиться на два дня перед Новгородом — власти не были готовы к его встрече. Через полгода Витсен вновь оказался в этих же местах на обратном пути из Москвы домой. Тогда, 4–5 июня 1665 г., посольство, дожидаясь въезда в город, находилось в ближайшем к Новгороду урочище Городище (здесь был предшественник города Новгорода, основанный около середины IX в.). Во время одной из этих вынужденных остановок Витсен зарисовал панораму Новгорода с юга. В поле зрения художника попал вид города протяжённостью 2,5 км, соответственно, и оригинал рисунка, с разворотами, составил в длину 200 см.

Перед нами удивительная по своей насыщенности картина одного из крупнейших в Европе городов, включающая Софийскую и Торговую стороны, а также кремль. Композиция содержит множество построек, при этом некоторые поддаются опознанию.

К панораме Новгорода, изображённой Николаасом Витсеном, его соотечественник Питер ван дер Аа добавил фигуры людей и тревожное небо. Из книги д. и. н. А.Н. Кирпичникова «Россия XVII века в рисунках и описаниях голландского путешественника Николааса Витсена»

Выявляются неизвестные подробности. Это относится к укреплениям, храмам, монастырям и другим сооружениям. Видны: мост через Волхов, пристроенный к кремлю со стороны Волхова Тайничный городок — специальное деревянное укрепление с башнями для взятия воды, а на Торговой стороне — каменная четырех-

угольная воротная башня с ярусом навесного с зубцами верхнего боя. Об облике этого последнего сооружения, которое соотносится со Славенской башней, мы до сих пор не знали. Сопоставление увиденного Витсеном в Новгороде с данными письменных источников и натурой показывает, что многие здания, включая как сохранившиеся, так и позже перестроенные, были зафиксированы примерно в том виде, как они выглядели в 1650–1660-е гг.».

Теги: история, Новгород, НГОМЗ

РЕКЛАМА

Еще статьи

Большие дела вершатся общими усилиями и к общей радости. На открытии выставки — Максим Орешкин, владыка Лев и Андрей Никитин.

Чудо обретения

В Великий Новгород вернулась святыня, похищенная во время оккупации немецким капелланом

19.06.2024 | История

Новые издания НГОМЗ расскажут, как Пушкин относился к Новгороду.

Ненаписанное путешествие

Каким был Новгород для Пушкина

11.06.2024 | История

Часть предметов крестьянской одежды для выставки предоставил российский художник Иван Глазунов.

Ситцевый рай

В Новгородском музее открылась выставка праздничных крестьянских костюмов

11.06.2024 | История

Портрет графа А.Г. Орлова-Чесменского. 1806—1809 гг.

На белом коне

Своим возвращением на родину победитель Чесмы обязан фортуне, музею, меценату и немного… лошадям

29.05.2024 | История

«Медведь — село любимое» стало продолжением книги «Любимое село» от 2013 года.

Пройду по Миллионной…

Педагог и краевед из Шимского района Виктор Иванов выпустил новую книгу про село Медведь.

29.05.2024 | История

Говорят, что «Магда» – кинозвезда. И где же тогда её красная дорожка?

«Магда» на ходу

В областном центре продаётся бронетранспортёр вместимостью 12 немцев

29.05.2024 | История

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.07.2024 года