В музее-заповеднике презентовали книгу Ильи ХОХЛОВА «ПоѢхали! С Пушкиным по Новгородской губернии»
Кто держал её в руках, согласится: издание шикарное. В стилистике XIX века. Прямо от корешка, что как верстовой столб. Такой родной, такой полосатый. И этой форме более чем соответствует содержание. Исторические факты, подробности, воспоминания. Ну очень интересно. Правда, при чём тут Пушкин?
Автор сразу (в предисловии) и честно отвечает, что книга не про «наше всё». И дерзновения дописать незавершённое поэтом «Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург» он не имел. Но эпоха-то была Пушкина! И дорога — его: подсчитано, что он проезжал через Новгород по крайней мере 23 раза. К слову, имел четыре транспортных средства: двухместную и четырёхместную кареты, кабриолет и дорожную коляску.
Среди равнины полудикой
Он видит Новгород Великий.
(Из романа «Евгений Онегин»)
И в довершение всего — 225 лет в этом году солнцу русской поэзии. Вам подарок, Александр Сергеевич.
На презентации издания член правления фонда «История Отечества» Михаил АФАНАСЬЕВ просто развёл руками: мол, как можно было не поддержать новгородский проект, когда все эксперты категорически за?
Советник генерального директора НГОМЗ Исак Фрейдман зафиксировал очевидное: мы живём в год Хохлова. Третья книга уже!
«Все мы рано или поздно станем хохловедами, изучающими его наследие», — молвил сам генеральный директор Сергей БРЮН.
Послушав это всё, автор выразил скромную надежду, что однажды какой-нибудь хохловед напишет о путешествии и с ним, Ильёй Хохловым. А кроме шуток, он, конечно же, благодарен коллегам, участвовавшим в проекте, — дизайнеру Фатмани Орловой и другим. Наверное, стоило бы поблагодарить и иллюстраторов прошлого. Ф.Г. Солнцев, современник Пушкина, — какой молодец! Какие у него красавцы ямщики, крестьяне да торговцы Новгородской губернии. Прямо-таки с подмостков больших и малых театров. А приукрасил ли художник? Вот, пожалуйста, читаем отзыв о жителях Новгорода А.И. Михайловского-Данилевского: «Красавиц между дворянками нет; напротив того, между купечеством и крестьянами находится довольно пригожих лиц».
Путешествие с Пушкиным представляет нам главную дорогу страны, какой она была в первой половине XIX столетия. С хорошей стороны и не очень.
Вот дочь шведского офицера Аделаида Хаусвольф тихо плачет, «сидя в своей маленькой повозке, которая всё время была близка к тому, чтобы перевернуться». А вот «Журнал путей сообщения» восхищается новым новгородским мостом, открытым в 1831-м: «…по величине и красоте оного и, наконец, по роду материалов, употреблённых при построении, сей мост может почесться в своём роде одним из лучших сооружений не только в России, но и в Англии, и Франции». Вот отзывы про рынок на Торгу. Так, ничего особенного, могло быть и побогаче, и поаккуратнее. Но зато какие огурцы! Те, что в солёной воде. Они «вкуснее, чем в Швеции огурцы в винном уксусе». Вот между Рахино и Яжелбицами завелись лихие люди. В 1841 году круто пострадали двое французов, лишившись 37 тысяч рублей ассигнациями. Валдайские полицейские дело заволокитили. Но после вмешательства губернатора и шефа жандармов графа Бенкендорфа виновные враз были найдены.
Дорога звала. Дорога менялась. Это жизнь, ведь она — движение. Вот и наш автор опять в пути. На этот раз — водном. По Волхову да по Ильменю. С Достоевским из Санкт-Петербурга в Старую Руссу. Подробности, как водится, по прибытии.
Теги: Ильи Хохлов, кинга, история, Новгород, Пушкин