Воскресенье, 07 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Часы от Адама

«Рождения моего до сюда бяше лет 26…»

Часы от Адама
 

«Рождения моего до сюда бяше лет 26…»

Как понемногу создаётся город и делается большим, так и знание понемногу растёт.

«Учение о числах», Кирик Новгородец, 1136 год.

Друзья, счёт любят не только деньги. Об этом хорошо знал Кирик Новгородец — книжник, мыслитель, учёный, математик, летоисчислитель. Возможно, на днях у него был день рождения, 914-й уже. Ведь 28 июля, в День Крещения Руси, Церковь поминала святого мученика Кирика. И если наш учёный монах из XII века при рождении был наречён по святцам…

В нём соединились цифра и буква. До нашего времени дошли два его труда — «Учение о числах» и «Вопрошание Кириково» (сочинение, в котором на вопросы отвечает архиепископ Нифонт).

По совпадению он написал своё «Учение о числах» в год изгнания князя Всеволода Мстиславича (1136), когда в Новгороде утвердилась боярская республика. Первые русские республика и математик — это красиво. Да вот Кирик указал, что написал свой труд в царствование Иоанна II Комнина (византийский император) и в первый год княжения Святослава Ольговича. И ни слова про посадника.

Числолюбцам и риторам

Христианин и монах Кирик исходил из того, что «Бог изначально сотворил небо и землю и всю видимую тварь, с той поры до настоящего времени 6644 года» (то есть 1136 в современном летоисчислении). Он перевёл годы в дни, а дни — в часы. Получилось, что «от Адама в том же количестве лет 29 120 652 часа (кроме ночных)». Он оперирует такими понятиями, как индикт, солнечный и лунный круги, и производит с ними расчёты, показывает, как определить Пасху.

«В «Учении о числах» Кирик продемонстрировал математические знания высшего для своей эпохи уровня. До появления «Учения» в цифровых алфавитах Древней Руси применялось только обозначение десятков и сотен тысяч. Кирик же оперировал миллионными и десятимиллионными разрядами цифр. Новые числовые ряды в своём тексте он назвал «несведи» (то есть несчитаемые, имея в виду отсутствие практики употребления таких чисел в его время)». В.В. Мильков, Р.А. Симонов, «Наследие Кирика Новгородца (к 900-летию древнерусского учёного и мыслителя)».

По мнению исследователей, Кирик в своих вычислениях использовал наглядно-механическое счётное приспособление типа абака. Этот прототип «счётной машины» был известен не только Древнему Востоку и Европе, но и, как выясняется, средневековой Руси.

Ну а основным его инструментарием, естественно, являлся собственный пытливый ум. Признано, что «Учение» Кирика отличают оригинальность, ясность и точность. В наше время проводилась реконструкция вычисления Пасхи 1136 года. Получился тот же день — 21 марта.

Кем он был?

Биографические подсказки личного характера существуют лишь в самом тексте «Учения». Кирик назвал свой возраст: «Рождения моего до сюда бяше лет 26, а месяцев 312, а недель 1300, а дней 9500, без три дни, а часов 113 960 и столько же ночных». Указал он и то, что является монахом и доместиком (руководителем хора, регентом) в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря.

Основанный Антонием Римлянином в 1106 году монастырь отличался учёностью, европейскостью (первые насельники были переселенцами) и независимостью. Отсюда — представление о Кирике как о талантливом новгородском юноше, замеченном и обученном в этой обители.

Кем бы ни были учителя, «Учение о числах» — труд удивительный. Независимо от воли самого автора он его возвышает. Конечно, можно предполагать, что в современном Кирику Новгороде были люди, с которыми он мог обсуждать на равных вопросы любой сложности, но их труды до нас не дошли. Полный текст «Учения» был опубликован лишь в 1828 году. Евгений Болховитинов, новгородский митрополит, обнаружил его в библиотеке Софийского собора. Так что всё возможно. Но вот в чём проблема: ничего подобного вычислениям Кирика не было на Руси ни до него, ни долго-долго после.

В «Учении» как данность приводится поновление стихий — земли, моря и воды (через каждые 40, 60 и 70 лет соответственно). Это-то как он мог сосчитать? Рэм Симонов полагал, что здесь мы имеем дело с математической интуицией Кирика, предварительным подходом к разработке метода волн (циклов) нашего выдающегося соотечественника Н.Д. Кондратьева (1892–1938).

Студенты Новгородского университета предложили назвать строящуюся около ИНТЦ «Валдай» набережную в Великом Новгороде именем Кирика Новгородца. Губернатор Андрей Никитин и мэр Александр Розбаум идею одобрили. Вопрос о названии для новой набережной будет вынесен на общественное обсуждение.

Берите, но меньше

Другой текст Кирика — «Вопрошание» — не имеет столь точной датировки. Его относят к 1140–1150 годам. Это источник богословского, нравственно-этического содержания.

Нет сведений, какую должность Кирик, уйдя из монастыря, занимал при дворе архиепископа Нифонта. Однако независимость и острота вопросов говорят нам о том, что он должен был иметь определённый авторитет.

Несмотря на то что Кирик был свидетелем строительства многих новгородских храмов, в повседневной жизни он наблюдал пережитки язычества, двоеверие и поступки, далёкие от христианских идеалов. Не будем забывать, что он сам как иеромонах исповедовал людей.

Помнить надо и о том, что наши современные понятия весьма далеки от XII века.

«А ещё я прочитал, — вопрошал Кирик, — что если в воскресенье, субботу или пятницу ляжет человек с женой, и зачнет она дитя, то ребёнок будет либо вором, либо блудником, либо разбойником, либо трусом, а родителям — епитимья два года».

«А такие книги, — сказал Нифонт, — нужно сжечь». Чего проще — владыка боролся с суевериями. Однако для понимания нужен контекст.

Нифонт, судя по его ответам, не требовал от паствы совсем уж невозможного. Вот что он говорил про «лихву» (проценты сверх суммы, данной в долг). «Если это поп, то скажи ему: «Не следует тебе служить, пока того не оставишь». Мирянам надо бы говорить то же, но если они не могут (!) отказаться от «лихвы», «то скажи им: «Будьте милосердны! Берите немного: если по пять кун дал, то возьми сверх того три куны или четыре».

Довольно неожиданным представляется вопрос про грамоты: «Нет ли в том греха, если по грамотам будут ходить ногами?» «Если кто, изрезав их, выбросит, а слова будет знать, то нет беды». Здесь мы видим, сколь высоко ценил букву и слово Кирик. И вполне рациональный подход владыки. И то и другое нам сегодняшним должно нравиться. Особенно археологам. Если новгородцы стали бы не попирать, а, скажем, сжигать свои письма на бересте, то что бы тогда наша историческая наука вычитала в культурном слое?

«Вопрошание» было довольно популярным текстом на Руси, было включено в Кормчие книги. В Европе познакомились с сочинением Кирика в XVI веке благодаря Сигизмунду Герберштейну.

Известно, что ещё к 800-летию Кирика Новгородца предлагалось создать ему памятник. В виде издания его творений. Работа по изучению его наследия активизировалась накануне 900-летия. До настоящего времени НовГУ и Институтом философии РАН выпущены четыре тома серии «Кирик Новгородец и древнерусская культура», готовится пятый. А вот памятник в буквальном смысле этого слова поставлен не был. По разным причинам, включая денежную, дальше проекта дело не продвинулось. Кстати, установить его предполагалось на территории университета, в бывшем Антониевом монастыре. Впереди, конечно, ещё более убедительная дата — 1000-летие. Но надо ли ждать так долго?

МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Светлана КОВАРСКАЯ, директор Научно-образовательного центра ИГУМ НовГУ с 1998 по 2021 годы:

— Снова и снова погружаясь в тексты Кирика Новгородца, понимаешь, насколько глубок и образован был этот человек. На мой взгляд, неверно представлять его одиночкой, не имевшим себе равных и вынужденным даже маскировать свою исключительность. В том же Антониевом монастыре был Савва, был Илья… Безусловно, многое в судьбе Кирика лежит в области гипотез. Наши кириковеды склоняются к мысли, что по своему происхождению он действительно новгородец. Почему мы должны думать, что своим образованием он всецело обязан европейскости Антониева монастыря? Он вполне мог быть и выпускником школы, основанной в XI столетии Ярославом. Ему близки те морально-этические проблемы, которые он ставит в своём «Вопрошании». Он переживает за своих земляков, видя, как зачастую далеки они от христианского идеала. Зачем это было бы чужаку? В любом случае мы должны продолжать изучать наследие Кирика Новгородца. Это же наша гордость! Рукописи не горят, и, я надеюсь, что, может быть, где-то в архивах и библиотеках могут ещё пылиться неизвестные труды великих мыслителей и учёных прошлого.

Теги: Кирик Новгородец, Великий Новгород

РЕКЛАМА

Еще статьи

Из жизни Ля-до-фа

Из жизни Ля-до-фа

В Великом Новгороде открылась выставка «Пророк вечной красоты», посвящённая 170-летию Анатолия Лядова

03.12.2025 | История

Помнить вечно

Помнить вечно

Новгородский проект о героях Великой Отечественной войны набрал уже почти полмиллиона просмотров

12.11.2025 | История

Северное чудо

Северное чудо

Новгородские реставраторы установили происхождение святыни

29.10.2025 | История

Спаси и сохрани

Спаси и сохрани

К 80-летию новгородской реставрации

22.10.2025 | История

Доктор Зандер

Доктор Зандер

Из зала суда его, арестованного по ложному обвинению, но освобождённого, старорусцы несли на руках

15.10.2025 | История

«Где начиналась Русь...»

«Где начиналась Русь...»

Ровно полвека назад областная экспедиция приступила к исследованию Рюрикова городища

08.10.2025 | История

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА