Как новгородское лето Николая Римского-Корсакова подарило миру бессмертные прекрасные произведения
В перечень гениальных личностей, которые подпитала Новгородчина, с уверенностью можно внести имя русского композитора, педагога и дирижера Николая Андреевича Римского-Корсакова.
— Новгородское происхождение музыканта не вызывает сомнений, — подчеркивает окуловский краевед, куратор литературного музея «БиблиОтечество» Марина ПАСКУЛЬ. — Прапрадед композитора Яков Никитич принадлежал к роду новгородских бояр. Дед Петр Воинович был новгородским губернатором, а отец Андрей Петрович исполнял в 1827–1828 годах должность новгородского вице-губернатора.
На новгородской земле, на территории современного Окуловского района, семья композитора снимала дачу в имении с необычным названием «Крапачуха».
— Дачный бум рубежа веков действительно стал мощным катализатором в искусстве. Сколько мы знаем таких примеров, когда муза просыпалась на лоне природы и помогала творить настоящие шедевры! Чтобы снять дачу на будущее лето, хлопоты начинались уже зимой. Объявления в газете, рекомендации знакомых — так искали уютное гнездышко на летнюю пору, — рассказала Марина. — Так действовала и жена Николая Андреевича Надежда Николаевна. Она ездила в Лугу смотреть дачу, но осталась ею недовольна. А уже 14 мая по рекомендации знакомых направилась для осмотра дачи Крапачуха, 15 мая возвратилась в Петербург. Семья композитора переехала сюда к 27 мая.
Как оказалось, Николай Андреевич поначалу досадовал на свою бездеятельность на даче и на неудачно выбранную, с его точки зрения, местность для летнего отдыха, где при всей её живописности не было любимых им озёр. Но в конце июня в поле зацвели махровые огненно-красные маки, а в огороде — лиловая белена.
— И, как считают исследователи, от этих пламенных маков и мертвенной белены зазвучала в сознании композитора самая колдовская и необычная музыка, которую ему когда-либо приходилось писать. Так, внезапно цветы вдохновили композитора на создание великой музыки. Римский-Корсаков работает над оперой «Кащей Бессмертный». Томясь в неволе у злого дряхлого колдуна, где всё живое сковано, заморожено, девица тоскует о женихе. Но пройдёт время, и прорвётся Иван Королевич к замку Кащея, и тогда распадутся злые чары, а на земле начнёт расцветать весна, — рассказывает краевед.
Дочь Николая Римского-Корсакова Софья Николаевна вспоминала: «Когда сочинялся «Кащей», я помогала папе как могла в составлении либретто. Бывало, папа подойдёт ко мне с горящими глазами: «София, пойдём, надо поговорить», и мы уходили с ним в лес, обсуждая варианты сказки и разрабатывая детали. Папа с увлечением шагает саженными шагами по болоту, через валежник. Я едва поспевала за ним в тоненьких туфельках, цепляясь за ветки. Папа не замечал ничего».
На окуловской земле музыкант написал оперу «Пан Воевода» и принялся за «Сказание о граде Китеже и деве Февронии».
К слову, Марина Паскуль отмечает, что тёмный еловый лес сегодня ещё больше надвинулся на усадьбу Крапачуха, где от былых построек остались лишь фундаменты, но оттого только явственнее звучит в вершинах деревьев вокруг уединённой лесной поляны таинственная, потусторонняя музыка.
Сегодня одни эти звуки и напоминают о пребывании на окуловской земле великого композитора. А ещё его имя достойно носит детская музыкальная школа. С момента основания она выпустила более 800 воспитанников. Многие из них стали профессиональными музыкантами и педагогами. Среди них — заслуженные работники культуры, преподаватели колледжей искусств, музыкальных школ, руководители творческих коллективов.
— Так или иначе, но музыка остаётся нематериальным культурным наследием, которое, к счастью, не может сгореть, но может жить вечно, — убеждена краевед из Окуловки.
В «БиблиОтечестве» готовится литературное путешествие в мир уникального романа «Лебединая песнь», который принадлежит перу внучки композитора.
Теги: Николай Римский-Корсаков, Окуловка, музыка, история