Ехали в Малую Вишеру, а попали в Ново-Николаевск
Недавно на Гражданском форуме Новгородской области были отмечены лучшие проекты, направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений. Диплом победителя был вручён и Елене СИРОТКИНОЙ — директору частного учреждения «Ново-Николаевская галерея» из Малой Вишеры.
Проект назывался «Атмосферная галерея коллекций». И если отнестись к этому буквально, то да — воздуха определённо стало больше. Ведь «Ново-Николаевская» переехала в другое помещение, более просторное. И на средства областного гранта там устроилась.
— Всё замечательно, — говорит Елена, — центр города, из окон видим памятник Владимиру Ильичу.
Ничего личного, Ильич — это тоже история. Но так уж у неё сложилось, что она открывает для себя и для других ту Малую Вишеру, что была до вождя мирового пролетариата. Была же когда-то улица Революции — Николаевской. И, между прочим, в годы правления Александра II маловишерские ходоки из числа лучших людей просили статус города с названием Ново-Николаевск. Выпросить тогда удалось только посад, а название осталось прежним — по местной речке.
Ну а что Николаевского в городе сегодня? Кроме галереи, конечно. Есть гостиница. Но главное – есть церковь. В честь Николая Чудотворца. Скромнее, чем храм Николая Мирликийского, воздвигнутый в 1864 году, но былой красоты, увы, не вернуть. Тот храм в годы войны серьёзно пострадал и потом был разобран на кирпичи.
Его макет можно увидеть как раз в Ново-Николаевской галерее. Как и другие памятники, оставшиеся в прошлом, но «построенные» заново на круговом макете. Им, кстати, был посвящён мультипликационный фильм «Посад Малая Вишера», представленный в прошлом году. Он тоже был создан на средства, выигранные в конкурсе Фонда президентских грантов. Основой сюжета для анимации послужил исторический факт: остановка царского поезда и прогулка по Малой Вишере Николая II.
Как выглядели поезда XIX — начала XX века, следовавшие через Малую Вишеру? Вот, пожалуйста, игровой макет. Поезд на ходу. В отличие от современного «Сапсана». Он тут обозначает единство истории и гармонизацию прогресса. Это же не диковина. Купил билет и поехал. Правда, не из Малой Вишеры.
А вот из Окуловки можно. При чём тут Окуловка? А при том, что патриот Малой Вишеры Елена Сироткина родом из тех мест. Заметьте, линия судьбы прослеживается чётко — от Николаевской железной дороги Елена Николаевна никуда не уехала.
Снимая, подобно археологу, позднейшие напластования, она докапывалась до истоков города районного значения. В подробностях и лицах — об этом родословное древо купеческих семейств Варасовых, Пушковых и Курженковых. Только Курженковых — 180 персон. Эти люди выводили станцию, возникшую при стальных путях, на широкую, ясную дорогу. С предприятиями, растущим населением, тротуарами и мостовыми.
Некоторые представители этих семейств прославили малую родину, добившись успехов в других областях. Например, Евгения Варасова, первой в СССР внедрившая метод полярографии (вольтамперометрии). Уже в наше время в Малой Вишере была установлена мемориальная табличка в её честь. К возвращению этого имени определённо причастна краевед Сироткина.
А давайте-ка спросим Елену Николаевну, где у неё Некрасов и его «вынесли эту дорогу железную».
— Есть такой советский писатель — Великин. У него тяготы и ужасы строительства дороги гораздо выпуклее. Согласна, информации должно быть больше, и она должна быть разносторонней. Исправлюсь.
Вовсе не в укор я задал вопрос. Представьте-ка себя на месте краеведа. Елена Сироткина редактирует уникальную газету, которая выходит раз в год. Когда-то это был еженедельник. Чем меньше, тем лучше? Это только для тех, кому совсем работать неохота. Материала-то много!
В своё время Сироткина основала местное радио «МВ Диапазон» (МВ – это не метровые волны, а Малая Вишера). Для многих ребят этот проект стал трамплинчиком в жизнь. И вообще, дипломная работа Елены Сироткиной в СПбГУ на радийную тему – о том, какую роль местный канал информации и коммуникации играет в построении гражданского общества, – не потеряла актуальности.
Всегда хочется большего. Но, вернувшись к «атмосферным» делам Елены Сироткиной, заметим, что паровоз бы в её галерее не ходил и кругового макета города там не было бы, как и чего-то другого, без поддержки земляков. Кто-то ведь это делал, кто-то спонсировал. И область её замечает – победа в конкурсе, проводимом комитетом по внутренней политике Новгородской области, с чего мы начали, – тому примером.
В настоящее время «Ново-Николаевская галерея» снова отправилась в поход за грантом — будет участвовать в конкурсе, проводимом Фондом президентских грантов. Хотят организовать при галерее-музее что-то вроде школы юных экскурсоводов. Хорошая ведь идея.