Прошлогодний сезон стал на редкость удачным для экспедиции Института археологии РАН, подарив громкие открытия
Среди находок и открытий — древнейший по новгородским меркам клад монет и ценных украшений, найденный на «коммерческом» раскопе по улице Воздвиженской, и средневековое кладбище близ руинированного храма Иоанна Предтечи. Правда, во втором случае в публикации в «НВ» сенсация была названа «тихой». Всё-таки кладбище…
Недавняя научная конференция «Новгород и Новгородская земля. История и археология», прошедшая в НГОМЗ, дала повод вспомнить об этом. А поскольку Бог любит троицу, добавим сюда ещё один «академический» сюжет, вполне жизнерадостный. Речь пойдёт, представьте, о пиве.
Деньги в стопочку
Воздвиженский клад мог быть свидетелем периода христианизации Великого Новгорода. Причём не только хронологически, но и событийно. Такое предположение высказал Пётр ГАЙДУКОВ, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, руководитель экспедиции Института археологии.
Улица Воздвиженская расположена на Софийской стороне на территории Людина конца. Археологи исследовали участок в 132 кв. метра на месте предполагаемого строительства частного дома. При этом была вскрыта средневековая усадьба, принадлежавшая людям небедным. 1500 находок, включая берестяную грамоту № 1203. Но! Самое ценное оказалось ниже пятиметрового культурного слоя — в материке. К своему изумлению, археологи извлекли оттуда клад — около 1800 целых и фрагментированных серебряных монет и более 80 серебряных украшений. Его вес составляет около 2,5 кг.
На данный момент клад, не удивляйтесь, немножко увеличился. По уточнённым (в ходе изучения) данным, общее количество монет и украшений приблизилось к 1900.
Это четвёртый клад, найденный в Новгороде в слоях конца X века за всё время их исследования начиная с дореволюционного периода. И самый крупный.
— Особенность клада, кроме размера, — его двучастность, — сказал Пётр Гайдуков. — Кроме западноевропейского денария, византийских милиарисиев, восточных монет, отчеканенных в основном в Арабском халифате и в государстве Саманидов, там есть замечательные образцы средневекового искусства.
Есть среди украшений и серебряный крестик. Если он принадлежал владельцу сокровищ, то о чём это может говорить?
— О том, что этот человек мог быть членом христианской общины, возникшей в Новгороде ещё до его крещения, — предположил Пётр Григорьевич. — Крещение, происшедшее в 988 году, скупо отражено в летописях. Но, насколько нам известно, происходило это довольно-таки не просто и не мирно. А первых христиан новгородцы уничтожили.
Иными словами, набожный горожанин — купец, дружинник или просто зажиточный человек, скопивший непосильным трудом целое состояние, — должен был иметь веские причины, чтобы это спрятать.
Но вот интересная деталь: в нижней (денежной) части клада монеты сложены стопочками. Такая аккуратность вроде бы говорит нам, что обладатель сокровищ скрывал их не в жуткой спешке. С другой стороны, он же не вернулся за своим добром. Значит, скорее всего, судьба его была печальна.
Бесспорно тут одно — полезность раскопок перед строительством частного жилья и прочих объектов.
Кризис среднего возраста
Проведено антропологическое исследование останков, найденных при церкви Иоанна Крестителя напротив Немецкого двора.
Напомним, что средневековое кладбище близ руинированного храма было обнаружено археологами под двухметровым слоем перемешанного грунта, изобилующего строительным мусором. После чего был исследован период с XIV по XVI век.
По словам кандидата исторических наук, сотрудника Института археологии РАН Ирины РЕШЕТОВОЙ, полученные результаты вполне соответствуют данным, имеющимся по средней части России. Что в Ярославле, что в Москве жили «в ту пору прекрасную» примерно столько же. И сколько же именно?
Сразу скажем, что речь пойдёт о биологическом возрасте умерших. Ещё одно существенное обстоятельство связано со статусом кладбища в XV–XVI веках — там хоронили не знать, а обычных горожан. Хотя в слоях XIV века были обнаружены дубовые колоды и собранный из белокаменных плит саркофаг. Возможно, ниже будут и другие богатые захоронения. Это ещё предстоит изучить. А пока максимальная продолжительность жизни выявлена в конце XV — начале XVI века — 41 год у мужчин и 32 года у женщин.
Исторически — это уже после подчинения Новгорода Москве. Так вот совпало. В научном контексте взаимосвязи между политикой и здоровьем пока не установлено. Хотя сам по себе водораздел между республикой и монархией всегда интересен.
Короткая женская жизнь, безусловно, связана с рисками деторождения.
— Надо учесть, что женщины тогда вынашивали и рожали детей «без отрыва от производства», — заметила Ирина Решетова. — Никто же не снимал с них обязанностей по работе дома или «в поле», по уходу за другими детьми.
Ожидаемо высок оказался процент детской смертности — свыше 30%. Сторонникам исключительно народной медицины это, наверное, не понравится, но трудновато выживать без клиник и аптек.
Характерной особенностью жителей Средневековья являются зубочелюстные патологии. Это — следствие пониженного иммунитета, особенностей гигиены. Недостаток витаминов, скудное питание. И полное отсутствие стоматологов. Какое-то лечение, наверное, существовало, знать бы ещё, какое именно.
Кроме того, характерен высокий уровень травматизма. И связано это главным образом не с войнами и конфликтами, а с трудовой деятельностью. В результате тяжёлой физической нагрузки человек быстро изнашивался — это установлено по состоянию суставов. Но при этом тот, кому удалось преодолеть наиболее опасный для жизни возраст — между 30 и 40 годами, имел неплохие шансы задержаться подольше на белом свете. А после 50 — это уже был долгожитель.
Первое пиво
В 2022 году на территории бывшего Немецкого двора, почти у входа, был раскопан сруб с обгоревшим зерном. В немалом объёме — около 500 литров. Причём на 98% это была рожь. Никто про злаковые не забыл, просто в срубе случился пожар. ЧП середины XIII века. Зерно было разложено ровным слоем толщиной 4 см.
— Именно так европейцы и солодили зерно, выкладывая его тонким слоем и заливая водой, — пояснила Дарья СЕРЕЖНИКОВА, научный сотрудник ВШЭ, кандидат исторических наук.
Соложение — это пожароопасный момент. Прорастая, зерно нагревается. Немцы не знали об этом? Странный вопрос. Вполне возможно, что огонь проник в хранилище извне. Но не суть. Есть факты, указывающие на то, что зерно проращивали для соложения: лежало ровным тонким слоем; частично было пророщено; в подгоревшей массе присутствуют семена растений, растущих на мелководье.
А если зерно солодили, значит, хотели сделать пиво. В таком случае это — самый ранний установленный пример пивоварения в Новгороде. Так сказать, в промышленном масштабе.
— Письменные источники говорят нам, что новгородцы и сами любили пенный напиток. «Пиво упоминается в трёх берестяных грамотах: №№ 3 (втор. пол. XIV в.), 411 (кон. XIII в.) и 689 (втор. пол. XIV в.). Но из текста этих грамот мы можем сделать выводы лишь о варении пива в конкретных усадьбах, — такую информацию привела на археологической конференции Дарья Сережникова. — Есть восемь грамот, в которых упоминается солод. Например, в грамоте № 363 (втор. пол. XIV в.) автор послания напоминает своей невестке о наличии у неё «ржаного солода».
Что касается Немецкого двора, то опять же из письменных источников известно, что пивоварение являлось одной из наиболее доходных статей фактории. Ещё в первой четверти XIV века. Варка пива была платной, за неё с использованием утвари и дров подворья выплачивалось 0,5 марки кун.
Есть сведения и о том, что пиво доставляло не одни только удовольствия. Так, в 1412 году немецкие купцы жаловались в Ревельский городской совет по поводу кабака, который держит управляющий подворья (хофескнехт) и куда ходят «русские, чтобы пьянствовать». В 1433 году по тому же адресу было обращение о том, что молодые купцы «ничего не хотят делать, разве что брать у русских взаймы, пропадать в их кабаках, продавать там пиво бочками и ведрами, хотя это и не полагается никому, кроме хофескнехта». Очень похоже на конкурентную борьбу.
В любом случае в те стародавние времена, когда ещё не было «хвойнинского», новгородцы уже пили «баварское». Хотя и из местного зерна.