Четверг, 27 марта 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Хирург, Драматург и Сопрано

Сценарист и режиссёр Алексей Ведяничев и исполнитель роли Александра Вишневского Павел Куваев.

Сценарист и режиссёр Алексей Ведяничев и исполнитель роли Александра Вишневского Павел Куваев.

Фото: из архива Алексея ВЕДЯНИЧЕВА

В годы войны судьба свела в Боровичах трёх знаменитых Вишневских

Если описать одни лишь деяния и заслуги Александра Александровича, Всеволода Витальевича и Галины Павловны Вишневских, то что осталось бы руководителю проектного офиса Боровичского Дома народного творчества Алексею ВЕДЯНИЧЕВУ, написавшему пьесу про них, на диалоги?

Учёный с мировым именем, академик, генерал-полковник. Участник трёх войн, писатель, киносценарист, военный корреспондент. Прима Большого театра, народная артистка СССР. Но в том-то и фишка, что в 1942–1944 годах заслуги были в основном впереди. Как раз прифронтовые Боровичи – город-госпиталь, город-театр – стали для них площадкой для роста. За исключением разве что Всеволода Вишневского. Свою «Оптимистическую трагедию», одно из главных произведений соцреализма, он написал ещё в 1932-м.

Александр Вишневский возглавлял хирургическую службу Волховского фронта. Галина Вишневская в составе труппы эвакуированного Ленинградского театра оперетты поднимала боевой дух красноармейцев. А третий Вишневский…

По правде, тут есть вопросец. Всего один: был ли Всеволод Витальевич в Боровичах? Какого-либо документального подтверждения тому нет. Поэтому автор пьесы ввиду острой творческой необходимости нашёл изящный выход: нигде же не сказано и того, что Всеволода Витальевича здесь не было. Значит, мог быть. Скорее всего. Да наверняка. Ведь в Боровичах театр оперетты ставил спектакль по его произведению «Раскинулось море широко». Между прочим, Вишневский работал над этим текстом по очень высокому партийному заданию. И премьера состоялась в блокадном Ленинграде в 1942 году.

Автор сопроводил свою пьесу красноречивым примечанием – «почти документальная история». 

Почти – это сколько, Алексей Николаевич?

– Я так считаю, что процентов на восемьдесят у меня – реальные люди и подлинные события. Честно, основательно углубился в архивы. Из главных персонажей у меня только один вымышленный – мать, женщина из Кулотина, которая появляется у нас в госпитале в поисках сына. Даже эпизодические роли – на основе каких-то реальных случаев. Например, наш солдатик, ведущий абсолютно растерянного немца – он просто не успел удрать – по освобождённому Новгороду. Это, кстати, из заключительной сцены, ведь мои герои поспешили в Новгород, узнав, что он – наш. Кто-то искал областной театр, думая, что артистов теперь переведут из Боровичей. Они не знали, что Новгорода почти нет.

Скажите, а в Боровичском госпитале действительно работал аферист, выдававший себя за хирурга? Товарищ Смулянский – парикмахер, молодой человек сомнительной натуры, как вы его представляете. 

– Не в Боровичском, это случай из другого госпиталя. Я использовал его, поскольку о нём рассказывает сам Вишневский в своих воспоминаниях. Действительно, был такой аферист, которому удавалось поддерживать реноме специалиста, не проведя ни одной операции. Вообще, Александр Александрович мне очень помог. Вплоть до отдельных фраз. 

Вот эта ёмкая характеристика «раненого вперёд и назад» – она…

– Да, и она не просто для оживляжа. Вишневский приводит её как образец профессиональной безграмотности. Он часто проводил совещания, занятия, делился опытом. Он учил других и совершенствовался сам. Настоящий опыт полевого хирурга и учёного он приобрёл в годы войны. И потом стал знаменит не менее, чем его отец, создавший мазь Вишневского. Александр Васильевич получил Сталинскую премию до войны, а Александр Александрович – после. И Ленинскую, и Государственную. Но началом его выдвижения мы можем считать Боровичи. 

Как и первые главные роли Галины Вишневской?

– Тут поспособствовала случайность: ведущая солистка сломала ногу. И молодая хористка вызвалась её заменить. Она от природы была необычайно музыкально одарена, обладала прекрасной памятью, внешностью, при этом была ещё и очень уверенной в себе девушкой. Огромный талант и характер – вся её последующая творческая жизнь это подтверждает.

Складывается впечатление, что третий Вишневский вам как-то менее близок. 

– Они очень разные. Если врача я воспринимаю как ярко выраженного главного героя-протагониста, то писателя – как антагониста. Отчасти. Александр Александрович и Всеволод Витальевич – почти ровесники. Они были знакомы. По фронту. И даже симпатизировали друг другу, как следует из их воспоминаний. Но хирург для меня – образ светлый и чистый. Само благородство и самоотверженность. С драматургом – сложнее. В нём тоже это есть. Но есть и примесь жестокой эпохи – в молодости он комиссарил в Гражданскую. Ему ничего не стоило поставить человека к стенке. Как Гайдар – писал детские рассказы, а руки в крови. Всеволод Витальевич, конечно, был лично храбр и верил в идеалы, но…

Коллектив, участвующий в подготовке спектакля, посвящает свою работу 80-летию Победы и Году защитника Отечества. Планируется «Возрождение Гортеатра» – это название проекта, являющегося плодом сотрудничества бизнеса и культуры Боровичей. А инициатором выступил известный предприниматель и меценат Евгений Антонов. Как ожидается, о возрождении в городе театра будет объявлено 27 марта. В Международный день театра. Лучшего дня рождения не придумать. И ещё: в рамках проекта состоится благотворительный показ, собранные средства пойдут на нужды восстанавливаемого собора, а также на бесплатный спектакль для семей участников СВО.

Фото из архива Алексея ВЕДЯНИЧЕВА

Об авторе «Оптимистической трагедии», конечно, говорят и пишут разное. От расстрелов и доносов до пророчеств. «Да, это – Россия! Мы в открытом поле один на один – против коалиций и окружений – век за веком». Да, это тоже Вишневский.

Время рассудит. Когда-нибудь. На самом деле, если пьеса Алексея Ведяничева побудит зрителей поразмыслить над судьбами его героев, покопавшись в памяти или узнав о них что-то новое, – это же замечательно. Там, в судьбах этих, всё непросто. Например, звёздную пару – Вишневскую и Ростроповича – лишили советского гражданства. Как попали в немилость? Приютили на даче опального Солженицына. А потом они вернулись – в другую Россию. Галина Павловна привезла в дар храму Христа Спасителя большую икону святителя Николая Чудотворца.

Кстати, о храме. Спектакли в тыловых Боровичах проходили в Троицком соборе. Там же размещался и госпиталь. Собор, как известно, уже в наше время был возвращён верующим. И там по-прежнему продолжаются восстановительные работы.

Там же, и это вполне естественно, происходит действие у Ведяничева. Лишь финальная картина предстаёт в декорациях разгромленного Детинца, но уже освобождённого Новгорода. Так вот, есть предложение перенести спектакль в Гортеатр, то есть в реставрируемый собор, не фигурально, а по-настоящему. Сделать там отдельный показ. Состоится или нет, пока не знаем. Если получится, возможно, это стало бы неким символом примирения эпох. Это всё наше – и вера, и история. А душа, она омывается и молитвой, и искренним переживанием. Как плачут бойцы в пьесе боровичского автора, когда актриса читает им «Оловянного солдатика»…

Теги: Боровичи, Вишневские, Алексей Ведяничев, 80 лет Победы

РЕКЛАМА

Еще статьи

Знамя-хоругвь ополчения – один из самых ценных экспонатов на выставке.

«Вооружайтесь, благородные мужи!»

Более 40 предметов из фондов Новгородского музея-заповедника представлено на выставке московского музея-панорамы «Бородинская битва»

19.03.2025 | История

Обломки гуслей Словиши после извлечения из раскопа.

«То ли ухо к земле приложил…»

В музее-заповеднике открылась выставка, посвящённая 50-летию находки гуслей Словиши

19.03.2025 | История

Татьяна Соловьева-Домашенко. Портрет А.В. Суворова. 2017 г.

На правом берегу

Листая «путеводитель» по Суворову…

12.03.2025 | История

Фильм также повествует о том, как сотрудники реставрационной мастерской, используя такое вещество как циклододекан, применили новую технологию, чтобы вынуть фрагменты фресковой живописи из завала.

Храм говорит

В Великом Новгороде презентовали фильм, рассказывающий о расшифровке граффити ХII века из церкви Благовещения на Городище

05.03.2025 | История

Василий Иванов рядом с одним из фрагментов МиГ-3 — самолёта Александра Мельникова.

Судьба лётчика

Команда проекта «Небо Родины» ведёт в Новгородской области поиск пропавших в годы войны самолётов

05.03.2025 | История

Осенний лес Мясного Бора.

Севернее Южной дороги

Судьбу пилотов советского почтового самолёта, сбитого над Мясным Бором, удалось выяснить в немецком архиве

26.02.2025 | История

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 26.03.2025 года

РЕКЛАМА