В годы войны судьба свела в Боровичах трёх знаменитых Вишневских
Если описать одни лишь деяния и заслуги Александра Александровича, Всеволода Витальевича и Галины Павловны Вишневских, то что осталось бы руководителю проектного офиса Боровичского Дома народного творчества Алексею ВЕДЯНИЧЕВУ, написавшему пьесу про них, на диалоги?
Учёный с мировым именем, академик, генерал-полковник. Участник трёх войн, писатель, киносценарист, военный корреспондент. Прима Большого театра, народная артистка СССР. Но в том-то и фишка, что в 1942–1944 годах заслуги были в основном впереди. Как раз прифронтовые Боровичи – город-госпиталь, город-театр – стали для них площадкой для роста. За исключением разве что Всеволода Вишневского. Свою «Оптимистическую трагедию», одно из главных произведений соцреализма, он написал ещё в 1932-м.
Александр Вишневский возглавлял хирургическую службу Волховского фронта. Галина Вишневская в составе труппы эвакуированного Ленинградского театра оперетты поднимала боевой дух красноармейцев. А третий Вишневский…
По правде, тут есть вопросец. Всего один: был ли Всеволод Витальевич в Боровичах? Какого-либо документального подтверждения тому нет. Поэтому автор пьесы ввиду острой творческой необходимости нашёл изящный выход: нигде же не сказано и того, что Всеволода Витальевича здесь не было. Значит, мог быть. Скорее всего. Да наверняка. Ведь в Боровичах театр оперетты ставил спектакль по его произведению «Раскинулось море широко». Между прочим, Вишневский работал над этим текстом по очень высокому партийному заданию. И премьера состоялась в блокадном Ленинграде в 1942 году.
Автор сопроводил свою пьесу красноречивым примечанием – «почти документальная история».
– Почти – это сколько, Алексей Николаевич?
– Я так считаю, что процентов на восемьдесят у меня – реальные люди и подлинные события. Честно, основательно углубился в архивы. Из главных персонажей у меня только один вымышленный – мать, женщина из Кулотина, которая появляется у нас в госпитале в поисках сына. Даже эпизодические роли – на основе каких-то реальных случаев. Например, наш солдатик, ведущий абсолютно растерянного немца – он просто не успел удрать – по освобождённому Новгороду. Это, кстати, из заключительной сцены, ведь мои герои поспешили в Новгород, узнав, что он – наш. Кто-то искал областной театр, думая, что артистов теперь переведут из Боровичей. Они не знали, что Новгорода почти нет.
– Скажите, а в Боровичском госпитале действительно работал аферист, выдававший себя за хирурга? Товарищ Смулянский – парикмахер, молодой человек сомнительной натуры, как вы его представляете.
– Не в Боровичском, это случай из другого госпиталя. Я использовал его, поскольку о нём рассказывает сам Вишневский в своих воспоминаниях. Действительно, был такой аферист, которому удавалось поддерживать реноме специалиста, не проведя ни одной операции. Вообще, Александр Александрович мне очень помог. Вплоть до отдельных фраз.
– Вот эта ёмкая характеристика «раненого вперёд и назад» – она…
– Да, и она не просто для оживляжа. Вишневский приводит её как образец профессиональной безграмотности. Он часто проводил совещания, занятия, делился опытом. Он учил других и совершенствовался сам. Настоящий опыт полевого хирурга и учёного он приобрёл в годы войны. И потом стал знаменит не менее, чем его отец, создавший мазь Вишневского. Александр Васильевич получил Сталинскую премию до войны, а Александр Александрович – после. И Ленинскую, и Государственную. Но началом его выдвижения мы можем считать Боровичи.
– Как и первые главные роли Галины Вишневской?
– Тут поспособствовала случайность: ведущая солистка сломала ногу. И молодая хористка вызвалась её заменить. Она от природы была необычайно музыкально одарена, обладала прекрасной памятью, внешностью, при этом была ещё и очень уверенной в себе девушкой. Огромный талант и характер – вся её последующая творческая жизнь это подтверждает.
– Складывается впечатление, что третий Вишневский вам как-то менее близок.
– Они очень разные. Если врача я воспринимаю как ярко выраженного главного героя-протагониста, то писателя – как антагониста. Отчасти. Александр Александрович и Всеволод Витальевич – почти ровесники. Они были знакомы. По фронту. И даже симпатизировали друг другу, как следует из их воспоминаний. Но хирург для меня – образ светлый и чистый. Само благородство и самоотверженность. С драматургом – сложнее. В нём тоже это есть. Но есть и примесь жестокой эпохи – в молодости он комиссарил в Гражданскую. Ему ничего не стоило поставить человека к стенке. Как Гайдар – писал детские рассказы, а руки в крови. Всеволод Витальевич, конечно, был лично храбр и верил в идеалы, но…

Коллектив, участвующий в подготовке спектакля, посвящает свою работу 80-летию Победы и Году защитника Отечества. Планируется «Возрождение Гортеатра» – это название проекта, являющегося плодом сотрудничества бизнеса и культуры Боровичей. А инициатором выступил известный предприниматель и меценат Евгений Антонов. Как ожидается, о возрождении в городе театра будет объявлено 27 марта. В Международный день театра. Лучшего дня рождения не придумать. И ещё: в рамках проекта состоится благотворительный показ, собранные средства пойдут на нужды восстанавливаемого собора, а также на бесплатный спектакль для семей участников СВО.
Фото из архива Алексея ВЕДЯНИЧЕВА
Об авторе «Оптимистической трагедии», конечно, говорят и пишут разное. От расстрелов и доносов до пророчеств. «Да, это – Россия! Мы в открытом поле один на один – против коалиций и окружений – век за веком». Да, это тоже Вишневский.
Время рассудит. Когда-нибудь. На самом деле, если пьеса Алексея Ведяничева побудит зрителей поразмыслить над судьбами его героев, покопавшись в памяти или узнав о них что-то новое, – это же замечательно. Там, в судьбах этих, всё непросто. Например, звёздную пару – Вишневскую и Ростроповича – лишили советского гражданства. Как попали в немилость? Приютили на даче опального Солженицына. А потом они вернулись – в другую Россию. Галина Павловна привезла в дар храму Христа Спасителя большую икону святителя Николая Чудотворца.
Кстати, о храме. Спектакли в тыловых Боровичах проходили в Троицком соборе. Там же размещался и госпиталь. Собор, как известно, уже в наше время был возвращён верующим. И там по-прежнему продолжаются восстановительные работы.
Там же, и это вполне естественно, происходит действие у Ведяничева. Лишь финальная картина предстаёт в декорациях разгромленного Детинца, но уже освобождённого Новгорода. Так вот, есть предложение перенести спектакль в Гортеатр, то есть в реставрируемый собор, не фигурально, а по-настоящему. Сделать там отдельный показ. Состоится или нет, пока не знаем. Если получится, возможно, это стало бы неким символом примирения эпох. Это всё наше – и вера, и история. А душа, она омывается и молитвой, и искренним переживанием. Как плачут бойцы в пьесе боровичского автора, когда актриса читает им «Оловянного солдатика»…
Теги: Боровичи, Вишневские, Алексей Ведяничев, 80 лет Победы