Наука на месте не стоит. Например, доктор исторических наук Алексей Мартынюк, чтобы сделать двадцатиминутное сообщение на августовских «Историко-филологических чтениях», приехал в Великий Новгород из Минска. Алексей Викторович выступил с увлекательным рассказом «о приключениях немецких пиратов во владениях Новгорода и восточных землях в конце XIV века».
Сами виноваты
Сама по себе тема пиратства на Балтике не нова. Морские разбойники, как писал хронист Детмар из Любека, «наводили страх на всём море и на всех купцов: они грабили и своих, и чужих, и от этого сельдь очень подорожала».
Причём наши западные партнёры, как это у них принято, сами создали на свою голову монстра. В 1389 году датская королева Маргрете I взяла в плен шведского короля Альбрехта из Мекленбургской династии. Датчане осадили Стокгольм. Мекленбургские герцоги вступились за родственника, набрав наёмников. И вот эти ребята всем показали, почём бочка селёдки.
Поначалу они охотно гоняли датчан по Балтике, а также доставляли боеприпасы и провиант шведской столице. От слова «провиант» («vitalie» — на нижненемецком) они и получили своё название, войдя в историю как «витальеры», «Виталийское братство». Работа братцам нравилась, но датчане им надоели: в 1393 году они разграбили норвежский Берген, в 1394-м — шведский Мальмё, а остров Готланд превратили в свою базу. Основной их добычей стали торговые суда Ганзейского союза. И тут уже прозревшим ганзейцам не оставалось ничего другого, как снаряжать военные экспедиции.
В 1398 году с помощью тевтонцев и датчан (вот у кого на витальеров был большой зуб) базу на Готланде они ликвидировали. Пираты ушли на острова в Северном море, где удалось их разгромить через несколько лет. Но и после этого отдельные отряды продолжали бесчинствовать до середины XV века.
«Бьют челом карелы»
Летописные свидетельства о набегах пиратов на Русь приходятся на период расцвета Виталийского братства. Всплывают они у нас в 1392 году: «пришли из моря разбойники немцы». В 1395-м — опять «пограбили новгородцев». Спустя год — «повоевали два погоста».
Алексей Мартынюк обращает внимание на достаточно редкий случай: на текущие политические события откликаются берестяные грамоты. В частности, грамоты №№ 248, 249, датируемые как раз 1396 годом. Текст начинается со слов: «Бьют челом карелы Кюлолакшского и Кирьяжского погостов господину Новгороду». Это жалоба на ущерб, нанесенный людьми из немецкой (то есть шведской половины) Карелии, опустошившими «отчину» и «дедину».
Впрочем, достаточно ли хронологического совпадения, чтобы уверенно утверждать, что к пограничному конфликту имели отношение именно витальеры?
Новгородским купцам тоже доставалось от витальеров. Есть сообщения о попавших в плен, причём там целый поимённый список. И о том, как некий рыцарь кого-то из наших освобождал. Вместе с имуществом, треть от которого взял себе. Но вот этот делёж, пожалуй, — по-честному.
Стокгольм всё видит
Белорусский историк приводит следующий довод: 1395–1396 годы неплохо задокументированы. После того как королевские особы уладили свои отношения, в Стокгольме был размещён «ограниченный контингент» от Ганзы и прусских городов. Среди прочего миротворцы пристально следили за флотом виталийцев. «И мы имеем чёткие датировки — когда, куда и какой отряд пиратов отправился», — отмечает Алексей Мартынюк.
Так, 15 сентября 1395 года большая группа виталийцев направилась в Выборг, поступила там на службу к шведскому наместнику и в течение нескольких лет действовала (или орудовала, если угодно) в восточном районе Балтики. Вероятно, эта группа и нападала на земли Новгорода. А 18 мая 1396 года командир прусского отряда зафиксировал, что флот виталийцев — 8 больших и 100 мелких судов — снялся с якоря и пошёл в сторону Руси. Это была излюбленная тактика виталийцев — с десяток мелких судов при каждом большом. «Малыши» вели разведку, заводили флот в реки…
А что вы такие красные?
Самое любопытное сообщение в европейских источниках про упомянутый выше 1395 год говорит нам, что братья-виталийцы отправились на Русь, вошли в Неву, причинили там большое разорение и двинулись дальше. Непонятно, каким маршрутом, но целью похода были… горы Каспия, где живут красные евреи.
«Такой сюжет скорее напоминает 1942 год, — комментирует Мартынюк. — Нева — Ленинград, Каспий — Кавказ…»
Ну, это на современный слух. Известный немецкий исследователь Фридрих Беннингсен, проанализировав текст, пришёл к выводу, что это — «побасенки матросов», не более того. И тем самым надолго вывел сюжет из научного рассмотрения.
Между тем для современников братьев-виталийцев, да и ещё пару столетий после них, красные евреи были вполне реальны как народ. Считалось, что десять пропавших колен Израиля — Гог и Магог — живут в Каспийских горах, где их запер Александр Македонский. И что в конце времён будет страшная война.
В XVI веке концепция претерпела изменения. Немецкий реформатор Церкви Мартин Лютер открыл, что никаких красных евреев на Каспии нет, но от них произошли татары, а Гог и Магог — это, видимо, турки.
Тариго-Вориго
Терзали ли (если да, то как сильно) виталийцев смутные мессианские ожидания, нам неведомо. А может, всё было проще? Почему бы им было не попробовать сделать то, что уже удавалось другим? Например, их коллеге — итальянскому корсару Лукино Тариго, который в 1374 году с группой товарищей, выйдя на барке из Кафы (Крым), добрался до Таны (средневековый город в районе нынешнего Азова), поднялся по Дону до Волги, а затем через Астрахань проследовал в Каспийское море. И там якобы обнаружил много судов, так что добыча его была велика. Правда, на обратном пути грабителя и самого ограбили. И вряд ли это были красные евреи. Есть версия, что синьор Тариго мог пострадать от новгородских ушкуйников, которым именно те места и именно в ту пору были тоже очень интересны. Однако и за вычетом отнятого Тариго остался доволен походом.
Железный Клаус
Он же — Красный дьявол. Клаус Штёртебекер — самый известный витальер. Практически немецкий Робин Гуд. В городе Гамбурге поставлен ему памятник. А в местном музее хранится кол, к которому навечно прибит гвоздями череп пирата.
Штёртебекер был схвачен и казнён в 1401 году. По легенде, он взял с бургомистра слово, что тот отпустит на свободу столько пиратов, сколько он, Клаус Штёртебекер, сделает шагов после того, как ему отрубят голову. Сколько было шагов — шесть, восемь, одиннадцать? Это зависит от того, кто пересказывает легенду. В любом случае предводитель витальеров прошёл бы и больше. Но коварный палач поставил подножку. По другим данным — швырнул под ноги доску. И это был его вклад в создание легенды о Клаусе — заступнике и помощнике бедного люда. Кто в этом творчестве точно не участвовал, так это, наверное, купцы, чьё имущество делил «равнодольный» Штёртебекер. Всем поровну. Каждому пирату.
Виталийский союз с его девизом «Друзья Господу, враги всем» проиграл Ганзейскому, для которого «Торговля лучше войны». И это отвечало интересам всех балтийских стран и городов, включая Новгород.
* * *
Алексей Мартынюк работает над книгой. Сюжет — как дерево с широкой кроной. Много любопытных ответвлений. Даже любовная линия имеется: один из предводителей пиратов был женат на славянке. Кино. Хорошо, что без нас.
Алексей МАРТЫНЮК, доктор исторических наук:
— Священная Римская империя — огромный конгломерат герцогств, графств, курфюрств. Они дробились, выкраивались небольшие владения. А кто в возникающих владельческих династиях оказывался лишним, не получал достойного куска дома, тот искал этого на стороне. В том числе в Крестовых походах. И в Северных — против языческой Литвы и русских схизматиков. А кто-то — и в пиратстве.















