Обязательно ли заключать страховку, если обращаешься за ссудой в банк?
Если купили свитер, но дома поняли, что он не подходит, — можно вернуть его в магазин. А можно ли так же «вернуть» договор страховой компании, если вам навязали дополнительную страховку или нашлось предложение ещё выгоднее?
Специалисты утверждают, что во многих случаях это действительно возможно. Как сообщили «НВ» в отделении по Новгородской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ, в целях защиты прав и законных интересов страхователей ещё летом 2016 года Банком России был введен «период охлаждения». Это срок, в течение которого можно отказаться от навязанной страховки и в определенном порядке вернуть уплаченную страховую премию. Необходимость введения «периода охлаждения» связана со сложившейся негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых и банковских услуг.
Причем «период охлаждения» действует практически на все популярные виды страхования: страхование жизни, от несчастного случая, автокаско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.
С 1 января 2018 года «период охлаждения» увеличился с 5 календарных дней до 14-ти.
Однако правило действует, только если вы заключали договор как физическое лицо и покупали услугу добровольного страхования. Условия «периода охлаждения» обязательно прописываются в правилах страхования компании, в самом договоре страхования или дополнительном соглашении к нему — если такой информации нет, это нарушение закона.
Для расторжения договора страхования гражданин должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в «период охлаждения» страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональную количеству дней, прошедших с начала действия договора. Страховая компания обязана вернуть страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения заявления.
Если же страховщик отказывается расторгнуть договор, нужно обращаться в Банк России. Жалобу можно подать в письменном виде (по адресу: г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 33, Отделение по Новгородской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации) либо в электронном виде через раздел «Интернет-приёмная» на сайте Банка России www.cbr.ru.
Фото из открытых источников