Одним из самых распространённых нарушений прав потребителей является включение в договор условий, ущемляющих их права
Специалисты Роспотребнадзора, проанализировав жалобы граждан и тексты соглашений купли-продажи или оказания услуг, предлагаемых фирмами клиентам для подписания, установили часто встречающиеся в этих договорах условия, которые ущемляют установленные законом права потребителей.
Так, нередко продавец или исполнитель вносит в документ пункт о том, что фирма имеет право в одностороннем порядке изменить условия договора. При этом, согласно ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Продавец (исполнитель) не вправе в одностороннем порядке изменять цену товара (работы, услуги), сроки передачи предварительно оплаченного товара, сроки оказания услуг (выполнения работ), качество товара (работы, услуги). Изменение договора допускается только по соглашению сторон.
Часто в договоре прописывается уменьшенный размер неустойки в пользу клиента, в случае если предприниматель нарушил условия соглашения. Но законом четко установлено, что неустойка за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя при обнаружении в товаре недостатков уплачивается в размере 1% цены товара за каждый день просрочки, в случае нарушения срока передачи предварительно оплаченного товара — в размере 0,5% суммы предварительной оплаты за каждый день просрочки.
Встречаются в договорах пункты, запрещающие клиенту досрочно расторгнуть договор на выполнение работ или оказание услуг, или условие о штрафных санкциях за досрочный разрыв контракта. Меж тем законом РФ «О защите прав потребителей» установлено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному соглашению.
Эксперты Роспотребнадзора также советуют потребителям обращать внимание в договоре и на блок, касающийся судебного разбирательства. Часто фирмы пытаются ограничить клиентов в выборе суда при обращении с исковым заявлением о защите своих прав. Согласно закону, подобные иски могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.
Нарушают договоры и сроки удовлетворения требований потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества. Хотя в этом вопросе, согласно закону «О защите прав потребителей», все установлено предельно точно.
Срок устранения недостатков товара не может превышать 45 дней, обмен товара производится в течение 7 дней, а при необходимости дополнительной проверки качества — в течение 20 дней, возврат уплаченной за товар ненадлежащего качества суммы производится в течение 10 дней.