Абсолютно все финансовые организации обязаны будут исполнять решения специального уполномоченного с 1 января 2021 года
Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» вступил в силу год назад. Но начало действия некоторых его положений еще впереди.
По общему правилу финансовые омбудсмены рассматривают имущественные требования, которые не превышают 500 тыс. рублей. Исключение составляют споры по ОСАГО — по ним не важен размер претензий. Принимаются и рассматриваются заявления бесплатно, кроме обращений лиц, которым переуступили право требования.
Подать иск в суд можно только, если соблюден определенный порядок:
1. Направить претензию в финансовую организацию (банк, страховую компанию и т. д.). Сроки рассмотрения обращений финансовыми организациями — до 15 рабочих дней со дня получения заявления, если оно направлено в электронном виде или если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более 180 дней. В остальных случаях срок рассмотрения обращения до 30 дней.
2. Если финансовая организация не ответила или не удовлетворила требования потребителя, то необходимо обратиться к финансовому уполномоченному, приложив необходимые копии документов.
И если до июня 2019 года финансовые организации вправе были добровольно сотрудничать с финансовым уполномоченным, то теперь страховщики по ОСАГО, ДСАГО, страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) обязаны взаимодействовать с омбудсменом. А с 28 ноября 2019 года данное требование станет обязательным и для всех прочих страховщиков.
По спорам с микрофинансовыми организациями можно будет обратиться к финансовому омбудсмену с 1 января 2020 года. Все остальные исполнители финансовых услуг (банки, ломбарды и т. д.) обязаны исполнять решения финансового уполномоченного с 1 января 2021 года.
Омбудсмен на обращение заявителя должен ответить в течение 15 рабочих дней. Если обратилось лицо, которому потребитель уступил право требования, то финансовый уполномоченный ответит в течение 30 рабочих дней.