Как не поддаться на уловки маркетологов и не тратить деньги на ненужные покупки
Пошли за хлебом, а накупили вдобавок полную сумку продуктов? Планировали ограничиться новыми джинсами, а вместе с ними к кассе подошли с очередным и платьем и юбкой? Решили взять кредит по выгодной ставке, а переплата оказалась гораздо больше ожидаемой?
Такие истории знакомы многим. Отправляясь в магазин за одним, мы закупаемся целым списком вещей, а придя в себя после шопинга, осознаём, что часть покупок была попросту не нужна.
Зачастую мы совершаем импульсивные покупки, заключаем сделки, став жертвами различных маркетинговых ловушек. Как избежать лишних покупок, а вместе с ними и расходов, которые опустошают личный бюджет и не дают, например, накопить на первый взнос на ипотеку или давно запланированную поездку в отпуск? Авторы проекта Центрального банка России «Финансовая культура» дали несколько ценных советов, как не поддаться на уловки маркетологов.
Старый как мир совет. Но работающий. В магазин лучше отправляться со списком планируемых покупок и строго его придерживаться. Замечали, что почти всегда полки с самыми ходовыми товарами — хлеб, крупы, молочная продукция — располагаются в конце магазина и, скорее всего, в разных углах? Пока идёте к цели, по пути рискуете набрать лишнего.
В магазинах одежды мерчендайзеры любят вешать по соседству сочетающиеся по цвету и стилю вещи. Присмотрели шорты, а подходящая футболка рядом с ними. Пришли за новой парой ботинок? Продавец на кассе обязательно предложит крем для них. Если дома уже стоят три банки, зачем четвёртая? Кстати, понравившиеся джинсы могут быть дешевле в интернет-магазине, так что не стоит торопиться с покупкой.
Одна из популярных уловок продавцов — создание эффекта дефицита. Скажем, в интернет-магазине рядом с товаром размещают информацию о том, что он последний. Агрегаторы отелей грешат тем, что сообщают пользователям, будто номер, который они изучают, просматривают ещё несколько человек. Или подобных свободных номеров осталось только два.
Классика — сообщения о том, что до конца действия скидки, акции, распродажи осталось всего несколько дней. Или магазин вывешивает объявление о ликвидации, а потом оказывается, что он продолжил работать. В таких случаях покупатели боятся упустить выгоду, не успеть и часто приобретают то, в чём не нуждались.
В подобных ситуациях главное — здравый смысл. Перед покупкой нужно дать себе время подумать: а нужна ли она, может, у другого продавца можно найти дешевле? В интернет-магазине стоит отложить товар в «корзину», а оплату перенести на следующий день. Утро вечера мудренее.
Особенно внимательными нужно быть при оформлении кредита или открытии вклада. К примеру, банк предлагает вклад по очень выгодной ставке до 9,5%, однако при детальном изучении продукта оказывается, что на такой процент могут рассчитывать только владельцы депозитов на сумму более 0,5 млн рублей, а срок вклада — от трёх лет. Те, кто располагает меньшими накоплениями, сможет получить только ставку 7%. Дополнительным условием для повышенной ставки может быть подписка на дополнительные услуги, которые клиенту не требуются.
Если банк предлагает взять кредит под низкий процент, тоже следует быть очень внимательным. Выгодные условия могут действовать, например, по особым льготным программам с господдержкой. Либо ставку снижают лишь при оформлении страховки, стоимость которой очень высока. В итоге клиент не сэкономит, а переплатит.
В этих случаях необходимо внимательно изучить все условия договора и приложения к нему, как бы скучно это ни было. Обязательно нужно уточнить у сотрудника банка все требования, которые придётся выполнить, чтобы получить кредит по ставке, как в рекламе, и уточнить информацию о дополнительных услугах.
Собрав все сведения в финансовом учреждении, дома можно пересчитать итоговый доход по вкладу или переплату по кредиту с учётом всех расходов, включая комиссии и страховку.