Пятница, 22 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Алина Бериашвили

Гусельный ренессанс

Современные Садко могут сыграть и рок, и блюз

Новгородский музыкальный ансамбль «Гудцы» не так давно вернулся со славянской фольклорной ассамблеи, проходившей в Нарьян-Маре, где выступил с лекцией-концертом «Музыкальная археология Великого Новгорода». И кажется, в Ненецком автономном округе о «Гудцах» теперь знают больше, чем в родном городе. Впрочем, это не в упрёк новгородцам.

Участники «Гудцов» хоть и играли вместе давно, в отдельный ансамбль решили оформиться только в этом году. Для того чтобы понять, как древние инструменты могли взаимодействовать друг с другом и какие возможности таит в себе совместная игра на них. Да, «Гудцы» играют именно на средневековых музыкальных инструментах, аналоги которых были найдены в культурном слое Великого Новгорода XI–XII веков.

Один из «гудцов» — Антон КАМЕНСКИЙ — специалист по музыкальной археологии в Центре музыкальных древностей, преемник известного новгородского музыковеда и реставратора Владимира Поветкина. Руками Антона в прошлом году были сделаны гусли для всех районных школ искусств Новгородской области, впрочем, сам себя он позиционирует прежде всего не как музыканта или мастера по изготовлению гуслей, а как историка. «НВ» Антон Каменский рассказал, почему именно гусли идеально подходят для того, чтобы перестать быть музыкальным потребителем, а стать творцом.

— Антон, как и когда вы оказались в Центре музыкальных древностей?

— Я занимался военной реконструкцией, состоял в клубе «Рать», в то время мы ходили в Центр учить народные песни. И как-то я здесь закрепился. Постепенно сам начал делать инструменты, первые — ещё при Владимире Ивановиче, а когда его не стало, необходимость заниматься музыкальной археологией выпала мне. Хотя, повторюсь, изначально я занимался исключительно новгородским оружием и даже кандидатскую диссертацию о нём писать планировал.

— Получилось, перековали вы свои мечи. Много гуслей с тех пор сделано?

— Наверное, давно надо было посчитать, но я так и не сделал этого. Думаю, что не больше 50. Это немного, в Твери мастера делают по 50 в месяц, но у них это, конечно, бизнес.

— А в Новгороде есть, кроме вас, мастера-гусельники?

— Раньше были, но, насколько мне известно, все они уехали из города. Впрочем, я не могу быть полностью уверен. А вот музыканты, которые играют на гуслях, точно есть.

— Есть какой-то авторский секрет, как сделать хорошие гусли?

— Во-первых, гусли — это несколько условный термин. Потому что их очень много: средневековые, шлемовидные, народные, концертные. И порой каждый под этим словом подразумевает разные инструменты. Технически какие-то гусли можно сделать и за день. А в некоторых случаях процесс растягивается на полгода. И всё это будут хорошие гусли, но при этом — разные. Гусли интересны тем, что если их делать по народной методике, то очень сложно предсказать результат, ещё сложнее — сделать два абсолютно одинаково звучащих инструмента. При этом народная методика проще современной, она не так технологична. Но хитрости, которые позволяют нивелировать эту нетехнологичность, всё равно есть. Например, крыловидные гусли делают из недосушенного дерева. В общем, всё довольно запутанно.

— Если говорить о средневековом Новгороде, то насколько гусли были популярны в нём?

— Они были очень распространены. Многие отчего-то представляют гусли как деревенский инструмент. На самом же деле для средневекового Новгорода гусли — это элитарный инструмент, связанный с верхушкой городского общества. На раскопках гусли и обломки других музыкальных инструментов встречаются обычно в богатых усадьбах. Мы не можем сказать, сами ли знатные бояре играли на гуслях или у них были специальные музыканты, но их быт точно был окружен музыкой. Кстати, параллельно с гуслями, находки которых датируются XI веком, в Новгороде существовал и другой инструмент — гудок-смык. Его находят в слоях с X по XV века, и, возможно, он был популярнее гуслей, играли на нём с помощью смычка.

— О гуслях все хотя бы знают. А как же так получилось, что гудок-смык почти никому не известен?

— Само название «гудок» обычно ассоциируется у людей с духовым инструментом. Куда же он исчез? В Европе такие инструменты переродились в скрипки, да и на территории России они тоже были вытеснены скрипкоподобными инструментами. Свою роль тут сыграла и мода. А на Балканах на таких инструментах до сих пор играют, впрочем, там свои названия. Все смычковые инструменты появились на Востоке, их происхождение связано с центрально-азиатским культом лошади. В X веке это был очень модный инструмент, и это прекрасно, что он уже был в Новгороде. По крайней мере, в Европе его появление достоверно фиксируется только XI веком.

— Что же, с гудком-смыком всё ясно, а почему перестали быть популярны гусли? Опять всё дело в моде?

— Не только. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учитывать много факторов. Если попытаться проследить этот процесс с X по XX века, то картина получится слишком сложной. Если же говорить только о XX веке, то в деревнях гусли были вытеснены балалайкой и гармошкой. Парни ведь делали гусли своими руками, ходили с ними на вечорки. И вот представьте, вдруг в соседней деревне появляется красивая, лакированная балалайка или даже, не дай бог, гармошка. Куда уж тут со своими гуслями пойдешь? Тоже срочно нужно балалайку доставать. При этом наигрыши остались теми же, ведь любые инструменты просто обслуживают культуру и могут друг друга заменять. Так же в своё время и гармошка сменила волынку у многих народов.

— То есть дело не в качестве гуслей? Нет такого, что на балалайке сложную мелодию сыграешь, а на гуслях — нет?

— Вряд ли так можно сказать, хотя инструмент и влияет на наигрыш. Но всё же это не основная причина, из-за которой гусли стали не так актуальны. К тому же замена одного инструмента другим — процесс неравномерный по всей стране. Так, житель Санкт-Петербургской губернии Трофим Ананьев уже в конце XIX века сообщал, что молодежь над ним смеется, потому что он играет на стариковских гуслях. А в новгородских деревнях на гуслях играли даже после войны. На народных, конечно, не на средневековых, но тем не менее. Это, кстати, стало огромной удачей для фольклористов, ведь когда они приехали в эти деревни в 1980-е годы, то нашлись люди, готовые продемонстрировать игру на гуслях. В основном это были женщины. Владимир Иванович Поветкин не раз повторял, что только благодаря женщинам удалось сохранить эту древнюю музыкальную культуру. Ведь изначально игра на музыкальных инструментах была мужской традицией, но если бы женщины её не нарушили, нечего нам было бы сохранять.

— Несмотря на то, что многие воспринимают гусли как инструмент устаревший, не так давно в Центре музыкальных древностей на гуслях игрался блюз.

— Я бы не сказал, что гусли — инструмент устаревший, на них сейчас много чего играется. Они были устаревшими ещё в 50-е годы прошлого века, но уже в 70-х Владимир Иванович отреставрировал музейные гусли, затем в деревнях было сделано открытие большого количества наигрышей, и постепенно инструмент снова стал приобретать популярность. Сейчас гусли можно назвать современным, но не очень популярным инструментом.

— А перспективы стать популярными у гуслей есть?

— Мы всегда можем взять гусли и сыграть на них современную музыку, многие так уже делают. Я встречал музыкантов, которые играют на гуслях пост-рок, о блюзе мы уже сказали. Но и в других жанрах гусли прекрасно могут выступать. Кроме того, гусли можно использовать для домашнего музицирования. В этом направлении у них огромная перспектива. Люди сейчас всё больше и больше становятся не творцами, а потребителями музыки. При этом подавляющее большинство этих потребителей хотели бы и сами играть на музыкальном инструменте. Гусли могут дать такую возможность, потому что они довольно просты в освоении. Такой опыт уже есть в Финляндии, где в обычных школах дети учатся играть на кантеле — это похожий на гусли инструмент.

— То есть гусли можно заказать у мастера и самому научиться играть на них, например, по урокам в Интернете?

— Гусли можно не просто заказать, их можно сделать! И если у кого-то после прочтения этой статьи возникнет такое желание, то обращайтесь к нам в Центр, мы окажем всяческое содействие, проконсультируем, поможем. А в Интернете и правда можно найти курсы по обучению игре на гуслях, от простых наигрышей до сложных мелодий.

— Что же делать тем, кто всё-таки прежде захочет послушать профессионалов? Где в Новгороде можно услышать «Гудцов»?

— Если к тому времени мы продолжим быть ансамблем, то обязательно сыграем на музыкальном фестивале «Словиша». Пока же следите за новостями нашего Центра и приходите на экскурсии, у нас можно услышать много средневековых инструментов.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Создавать костюмы к сказкам Светлана Чазова любит больше всего — есть чем удивить юного зрителя.

Футляр для сказки

Каким должен быть костюм артиста, чтобы случилось волшебство?

06.11.2024 | Собеседник

Гостям и участникам конгресса обещают пищу для ума и повод развлечься.

Фантасты и практики

На Конгрессе молодых учёных прогрессивные идеи укоренят на плодородной почве

23.10.2024 | Собеседник

Не только уроки: ученики педагога заняли 1-е место на межрайонном турнире по пляжному волейболу.

Зарядка по-новгородски

Современному учителю недостаточно хорошо знать свой предмет и методику его преподавания. Нужно быть творческим человеком

23.10.2024 | Собеседник

Вера Николаевна из «Гранатового браслета» — одна из любимых ролей Юлии.

Героиня «с новгородским лицом»

Актриса Юлия Фролова гордится своей родословной и мечтает о роли Марфы Посадницы

28.08.2024 | Собеседник

На новгородской сцене Маргарита примеряет самые разные образы.

Маргарита и классики

Из Петербурга в Великий Новгород молодая актриса приехала, чтобы играть свободно

14.08.2024 | Собеседник

Самой противоречивой Светлана Сабаева считает роль Цветаевой в одноимённом спектакле.

Адвокат своей роли

Путь к новым персонажам актриса Сабаева всякий раз нащупывает с нуля

24.07.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА