Четверг, 19 июня 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

«Театр там, где люди»

Молодой режиссёр из Великого Новгорода предпочитает не зацикливаться на одной сцене

Молодой режиссёр из Великого Новгорода предпочитает не зацикливаться на одной сцене

В начале осени не слишком богатую палитру культурных событий Великого Новгорода украсил камерный спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня», созданный творческим тандемом — вокальным ансамблем «A’capella FM» и режиссёром Алексеем БУРЬЯКОМ. Вещь получилась очень современной и при этом традиционной. Очередной показ «Деревни» запланирован на первые числа ноября. Впрочем, это не единственная оригинальная работа уже сложившейся команды. «НВ» Алексей рассказал, чем Великий Новгород лучше Санкт-Петербурга, с чего начинается театр и почему зрителя не нужно воспитывать.

Фото из архива Алексея Бурьяка

— Алексей, вы живёте на два города. В каких отношениях состоите с Великим Новгородом и Санкт-Петербургом?

— На данный момент живу и работаю в Санкт-Петербурге. Моё основное место работы — Большой театр кукол, именно туда я и мечтал попасть. Новгород — моя малая родина. Здесь есть люди, с которыми можно делать новые проекты — я сейчас говорю об ансамбле «A’capella FM», с его участниками мы знакомы давно, с некоторыми вместе учились ещё в колледже искусств имени Рахманинова. Есть городские площадки, на которых можно работать, есть аудитория, заинтересованная в появлении спектаклей. Поэтому мне кажется, что театр начинается совсем не с вешалки, а с людей. В Питере эту систему ещё только предстоит выстроить.

— Жизнь и там, и тут наверняка располагает к сравнениям… Новгород проиграл эту битву?

— Я на самом деле не люблю Петербург. Он слишком большой, слишком суетный, пробки… Но если ты хочешь развиваться, то Питер — тот самый вариант. Здесь ты в любой день можешь найти что-то уникальное, каждый день открываешь афишу и видишь несколько вещей, которые тебе очень интересны. В Новгороде всё по-другому в этом плане. Поэтому я и уехал, чтобы развиваться. Но зацикливаться на одном городе не хочу. Для меня сейчас идеальный пример работы — это режиссёр Яна Тумина. У неё как раз нет привязки к театру. Она успешно делает свои проекты в разных местах. В этом сезоне вообще ставит спектакль по повести современного писателя Дины Сабитовой в МДТ. Премьера давно анонсирована. Ещё раз повторю: театр не там, где есть стены, а там, где есть люди. Да, новая площадка — это новые правила игры. Новая сцена диктует новые жесты. Это увлекательный процесс. И тебе как режиссёру или актёру в любом случае нужно от неё отталкиваться. Поэтому в своих планах я представляю не только Питер, не только Новгород. Но и любые другие города. Куда позовут.

— Если вы не против, вернёмся в Великий Новгород. Здесь вы поставили свой дипломный спектакль «Когда я снова стану маленьким», организовали проект Чёрный концерт «Другое кино» и наконец создали «Одну абсолютно счастливую деревню». Все постановки — очень яркие и очень разные. Это случайность или так и было задумано?

— Это моя принципиальная позиция. Очень велика вероятность начать заниматься самоповторением после того, как один раз сделал что-то хорошее. Когда дело доходит до повторения себя — с творчеством можно и нужно заканчивать. К счастью, пока у меня не так много работ и есть возможность начинать каждый следующий проект в другом жанре, предполагающем принципиально иные средства выразительности. Короче говоря, самоповторение — то, чего мне меньше всего хочется.

— В октябре вы открыли третий сезон проекта Чёрный концерт «Другое кино». Это вещь, не похожая вообще ни на что: то ли спектакль, то ли и впрямь концерт по мотивам творчества Виктора Цоя. Как он появился?

— Это спектакль-концерт. И он родился из небольшого рабочего этюда. Буквально на полторы минуты.

— Я пытаюсь представить, как сильно нужно любить Цоя, чтобы на основе его творчества создать собственный, другой мир?

— Никогда в жизни не увлекался Цоем. Просто потому, что он плохо поёт. Поэтому мы значительно поменяли музыку его песен. Хотя сам Цой просил не разделять музыку и стихи, для меня его творчество — в первую очередь чудесная поэзия конца XX века.

— Чёрный концерт играется в подвале «Диалога» при минимуме света и благодаря этому местами становится действительно чёрным. На другой площадке сыграть его нереально?

— Да, он создан для конкретного места под землёй. Я давно знал о существовании этого подавала и его скрытых возможностях — работать там можно буквально на 360 градусов. Поэтому, когда заинтересовался Цоем, понял, на какой площадке это должно быть сделано. Спектакль рождался под это помещение.

— В «Другом кино» вы активно используете иммерсивную технику — включение зрителя в спектакль. И это, как мне кажется, — вызов. Зрителя легко можно разделить на два лагеря: «отсидимся в тишине» и «бросимся на амбразуру». При этом первых куда больше. Не страшно было нарушать их зону комфорта?

— Здесь всё по-разному… Иногда зритель не готов к взаимодействию, иногда — готов. На первых концертах «Другого кино» люди не понимали, что и как им делать, от всего шарахались. На этом этапе всё, конечно, зависело от актёров. Спектакль у нас пошёл, лишь когда ребята «A’capella FM» начали наслаждаться тем, что делают. Потому что если сам не до конца уверен в своих действиях, то зрителя тем более не завоюешь. На премьере было сложно всем. А сейчас есть ощущение, что от показа к показу участники «Другого кино» не только набирают опыт, но и получают удовольствие от процесса.

— То есть вам приходится немного воспитывать зрителя?

— Такой задачи у меня нет, скорее тут что-то от Экзюпери — мы в ответе перед нашими гостями. Можно предложить что-то зрителю, и тогда он даст что-то в ответ, а может и не откликнуться. Более того, если ты очень любишь Виктора Цоя, то совсем не факт, что тебе обязательно нужно идти на Чёрный концерт. Идти нужно, если хотите познакомиться с другим «Кино». Один из моих преподавателей как-то сказал, что не может ничему научить нас. Совсем другое дело будет, если мы сами захотим научиться у него. Со зрителем дела обстоят примерно так же.

— И всё же не является ли ваш не похожий ни на что Чёрный концерт попыткой угнаться за модой?

— Я бы не сказал, что есть «мода». Где-то иммерсивные спектакли популярны, где-то — нет. В «Другом кино» нам хотелось, чтобы не было зрителя, а были участники. Потому что разговор там идёт о чём-то понятном, известном нам всем. В «Другом кино» каждый может максимально пропустить концерт через себя. И ещё было важно, чтобы всё не свернулось до простого квеста. В премьере этого сезона «Одной абсолютно счастливой деревне» стояла совсем другая задача. Там зритель — это четвертая стена, наблюдатель. Если «Другое кино» нельзя перевозить с его родной площадки, то «Деревню» изначально хотели сделать максимально простой и мобильной, но спектакль начал усложняться и усложняться. В итоге получилось, что для перевозки «Деревни» понадобится крупная машина — размещать домики.

— Домики и деревянные куклы «Деревни» — это просто душа спектакля, да простят меня прекрасные музыканты-актёры.

— Домики сделала уникальная семья Маликовых из Иркутской области. Её глава — батюшка, настоятель монастыря. Так вот они вместе с пятью детьми мастерят домики, я увидел их в Интернете. Это очень душевно. И для «Деревни» они подходят идеально, потому что это — кукольный спектакль. Там же у Вахтина по тексту и слова есть о том, как «…я вышел из своего тела и всё вижу с высоты». Так и нужно на всё это окружающее смотреть с высоты и чуть отстранённо, тогда легче понять себя, когда успокаиваешься. «Одна абсолютно счастливая деревня» — спектакль о любви, но и не только о ней. О философском взгляде на жизнь тоже.

— На предпремьерном показе «Одной абсолютно счастливой деревни» вы играли одну из главных ролей. Но, помнится, это был временный вариант. Уже нашли актёра на роль, ведь в ноябре состоится очередной показ?

— На ближайшем спектакле, в ноябре, на сцене буду играть и петь ещё я. Но артиста вроде бы нашёл. Декабрь будет использован как раз для ввода его в спектакль.

— А ваши собственные планы на будущее? Великий Новгород не сбрасываете со счетов?

— Я ни один город мира не сбрасываю со счетов. Но следующая работа, за которую собираюсь взяться, скорее всего, будет связана именно с Великим Новгородом.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Слово Мечтателям

Слово Мечтателям

Молодёжный театр «Кафтан» перенёс на Новгородчину частичку «Белых ночей» Достоевского

18.06.2025 | Собеседник

Павел ГАЛЬЧЕНКО: «Воин всегда сильнее торгаша»

Павел ГАЛЬЧЕНКО: «Воин всегда сильнее торгаша»

О том, как Бес выгонял его из города, а также о Ленине, СВО и планах на десятилетку

30.04.2025 | Собеседник

Прошлое ещё впереди

Прошлое ещё впереди

В честь своего юбилея новгородский «Малый» покажет себя новым

26.03.2025 | Собеседник

Индийский ритм

Индийский ритм

Как новгородский музыкант искал и находил общее между Севером и Югом

19.03.2025 | Собеседник

Лёня и чудо

Лёня и чудо

Новгородский театр драмы встретит весну камерным спектаклем о любви, сказке и силе духа

26.02.2025 | Собеседник

Есть гипотеза

Есть гипотеза

Разговор о познании музыки эмпирическим методом

19.02.2025 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.06.2025 года

РЕКЛАМА