Четверг, 19 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Елена Кузьмина

«Мне очень не нравится милота»

Что скрывается за кукольной внешностью известной актрисы Елены Захаровой?

Актриса Московского Театра Луны Елена ЗАХАРОВА, гостья Всероссийского фестиваля исторических фильмов «Вече», — обладательница противоречивых зрительских откликов. Кто-то обожает её за хрупкость, детскость и умение воплощать на сцене не самые простые женские образы, а кто-то считает Захарову с её кукольной внешностью актрисой второго плана. На творческой встрече в Великом Новгороде она сама рассказала о себе, о том, какие роли предпочитает и почему не любит милоту.

— Елена, с чего началась ваша дорога на сцену?

— В детстве я занималась танцами. Но очень любила кино: и в кинотеатр ходила, и дома смотрела, когда все засыпали. И как-то поняла, что танцевать — это прекрасно, но век танцовщицы недолог, а вот век актрисы… Он бесконечен. И решила быть актрисой. Вот так просто.

Никто в моей семье не был артистом. Но никто и не сказал: «Куда это ты собралась?». Сказали только, что не смогут помочь при поступлении. А с поступлением действительно была очень интересная история. Потому что я поступала во все театральные вузы сразу, и так получилось, как я потом узнала, что кто-то во ВГИКе (Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова. — Авт.) сказал, что меня приняли в «Щуку» (Театральный институт (ранее — училище) им. Бориса Щукина. — Авт.), а в «Щуке» — что я поступила во ВГИК. И Анатолий Владимирович Ромашин (советский и российский артист, руководитель актёрской мастерской ВГИКа. — Авт.) даже меня слушать не стал. В Щукинском училище Евгений Рубенович Симонов, который набирал курс, сказал мне, что очень хочет видеть меня среди своих студентов, но знает, что я уже учусь во ВГИКе. Так всё и выяснилось.

Училась я очень активно. Когда говорили, что нужно сделать два отрывка, делала четыре. Мне сразу сказали мое амплуа: голубая героиня. Это такие милые девушки. Сначала. А потом — милые бабушки. Мне очень не нравилась вся эта милота, и я специально брала разноплановые роли, сильные характеры. К примеру, вдову в чеховском «Медведе». При этом играла и Джульетту, и Марину Мнишек из «Бориса Годунова».

— И всё-таки получается, что у вас больше ролей в кино, чем в театре.

— В фильмах — около 90. В театре сложно сыграть такое количество ролей. Репетиции спектаклей идут долго. Когда я больше снимаюсь в кино, очень скучаю по театру. А когда театра больше, скучаю по кино.

В 18 лет я уже снималась в кино. Первой из курса. Не потому, что кто-то меня подтолкнул: просто в институте увидели и пригласили на пробы. Так же было и с театром — меня пригласили в театр Симонова. Я играла Розмэри Хойт в спектакле «Ночь нежна», и уже 23 года выхожу на сцену в этой роли. Хотя моей героине по сюжету всего 18 лет. Уже немного неудобно, но надеюсь на свет, костюмы и доброту зрителей.

— Выдадите секрет своей молодости?

— Я не делаю никаких косметологических процедур. Не раздуваю себе щёки и губы. Не понимаю этой молодости, когда все на одно лицо. Я знаю стольких актрис, которым за семьдесят, но у которых так сияют глаза, что я не вижу их морщин.

— Какой была для вас самая сложная, неподдающаяся роль в театре?

— Хороший вопрос. Наверное, роль Офелии. Не могу сказать, что она была неподдающейся, но сложной точно. Это был 1998 год, Петер Штайн ставил «Гамлета». В главной роли — Женя Миронов, в роли Гертруды — Ирина Петровна Купченко. То есть вокруг меня — мастера, а мне — всего 21 год. Мне, конечно, помогали, но очень деликатно.

Очень помог Женя. Это — один из лучших партнеров в моей театральной жизни. Мы, когда выпустили спектакль, каждый вечер его играли. 17 дней подряд! Было невероятно тяжело. Каждый вечер сходить с ума... Уставшая выходишь на сцену, но Женя говорит несколько слов, и… всё, слезы из глаз! Это необъяснимо.

А я ещё и критическую статью в те дни прочитала. Дело в том, что когда я была студенткой, то снималась в рекламе моющего средства. Такие были времена. Кино мало снимали, а я на гонорар от рекламы могла даже что-то купить себе, в Испанию слетала. В 1996 году! И вот кто-то из журналистов написал, что, мол, лучше бы она мыла посуду этим своим средством, чем играла эту роль.

— Чем ваша Офелия отличалась от других Офелий?

— Я видела «Гамлета» Эймунтаса Некрошюса, Константина Райкина... Очень разные спектакли. Штайн придумал, что сошедшая с ума Офелия будет играть на бас-гитаре. Он даже хотел, чтобы я вышла на сцену голая и бросалась на всех. Но я смогла сказать Петеру Штайну: «Нет. Голая не пойду».

В итоге придумали, что Офелия появится на сцене в белой мужской рубашке и с бас-гитарой. Мне дали педагогов по вокалу и гитаре. Первый, услышав, как я пою, сказал, что мне только чудо поможет. И, кстати, вокалом я до сих пор занимаюсь. А с гитарой было очень интересно. Учитель оказался настолько скучным, что я не смогла ходить на занятия, и на бас-гитаре за меня сыграли ребята с колосников, а я только изображала игру.

Но Офелия — конечно, не единственная любимая роль в театре. Их много. Мне очень нравится Маша из спектакля «Набоков. Машенька». Очень тонкая, душевная постановка Сережи Виноградова, в которой я много танцевала. Я вообще очень люблю Набокова. Читаешь и чувствуешь всё. Вплоть до запахов. Мата Хари — тоже замечательная роль (спектакль «Мата Хари: глаза дня»).

Если говорить о кино, то это Полина Сергеевна из «Кадетства», Ирина — из «Серафимы Прекрасной». Хотя, признаюсь, тяжело смотреть на себя со стороны на экране. Продолжаю думать, что можно было сыграть как-то иначе.

— Приходилось ли сниматься в картинах у зарубежных режиссеров?

— Да, английский у меня очень хороший. И я несколько раз снималась за границей, был проект во Франции. Не все артисты моего поколения хорошо говорят на английском, французском, а старшее поколение и вовсе нет. Хотя сейчас иностранный язык просто необходим всем, в том числе артистам.

— Чувствуете себя звездой?

— Меня, конечно, порой узнают на улице, но нет. Какая звезда?.. У нас сейчас звезда тот, кто в «Доме-2» снимается.

— Но у вас ведь есть страница в Инстаграме, немало подписчиков.

— По сравнению с Ольгой Бузовой их ничтожно мало — не миллионы. Шучу, конечно. Поначалу я относилась к соцсетям как к ерунде, а потом поняла, что это работает.

— Чем вам помог Инстаграм?

— Это общение с людьми, связь с залом. После спектакля, поэтического вечера можно получить отклики от зрителей. Это помогает понять, нужно ли вообще всё это твое творчество людям. Стихами, конечно, в наше время никого не удивишь, но мы сделали прекрасный поэтический спектакль «Предчувствую тебя» с Ириной Ващенко (солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. — Авт.), Александром Демидовым (скрипач) и Алексеем Сканави (пианист). Очень красивая программа! Собираем всего по 150–200 зрителей, но люди уходят очень счастливыми, и за это им огромное спасибо.

— Не думали о возвращении в институт, педагогической работе?

— Это ужасная ответственность. До этого надо дорасти, а если делать что-то, то делать хорошо. Просто так, из-за денег, не хочу. Мне предлагают преподавать, но каждый должен заниматься своим делом. Мне пока больше нравится играть самой, чем учить других.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Давайте, товарищи, по существу

Игорь КУЗЬМИН, секретарь Ленинского райкома КПСС, — о времени и о себе

11.12.2024 | Собеседник

Кадр из фильма «До скорой встречи».

О мечтах и не только

Как девочка с корнями из Угловки стала голливудской звездой

04.12.2024 | Собеседник

Создавать костюмы к сказкам Светлана Чазова любит больше всего — есть чем удивить юного зрителя.

Футляр для сказки

Каким должен быть костюм артиста, чтобы случилось волшебство?

06.11.2024 | Собеседник

Гостям и участникам конгресса обещают пищу для ума и повод развлечься.

Фантасты и практики

На Конгрессе молодых учёных прогрессивные идеи укоренят на плодородной почве

23.10.2024 | Собеседник

Не только уроки: ученики педагога заняли 1-е место на межрайонном турнире по пляжному волейболу.

Зарядка по-новгородски

Современному учителю недостаточно хорошо знать свой предмет и методику его преподавания. Нужно быть творческим человеком

23.10.2024 | Собеседник

Вера Николаевна из «Гранатового браслета» — одна из любимых ролей Юлии.

Героиня «с новгородским лицом»

Актриса Юлия Фролова гордится своей родословной и мечтает о роли Марфы Посадницы

28.08.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА