или Зачем к нам прилетал автожир «Последовательный»
Аэростаты в новгородском небе — красиво и уже почти привычно. Самолёты, парапланы, вертолёты тоже особого внимания не привлекают. А вот автожир…
Этот оригинальный летательный аппарат при первом знакомстве неизменно вызывает удивление, граничащее с умилением: миниатюрный, почти игрушечный — на земле, резвый и сильный — в воздухе. Впрочем, удивление от встречи с диковинкой понятно: на всю Россию таких наберётся пара сотен. Считай, экзотика.
Несколько визитов в Великий Новгород автожира «Последовательный», пилотируемого Константином ГОЛОТОЙ, объясняются его дружескими связями и общими интересами с организатором масштабной выставки «Географика Новгорода» меценатом Алексеем Финиковым. Выпавший шанс подняться в новгородское небо на автожире корреспондент «НВ» не упустила. Бонус к полёту — разговор с владельцем «Последовательного».
— Константин, как выбрали для себя такой досуг? Если это досуг…
— Прежде всего это — хобби, а не работа. Вообще, я — переводчик. Мы обеспечиваем лингвистической поддержкой крупные компании. А мой отец — десантник. В детстве я много летал на Ми-8, отец брал меня на работу, мне нравилось. О небе мечтал давно. И в какой-то момент смог себе позволить автожир. Это относительно недорогой билет на рынок авиации: потому что вертолёты стоят раза в два дороже, самолёты и того больше. У автожира, на мой взгляд, один существенный недостаток: одно пассажирское место. А у меня — двое детей. Оба хотят летать. В декабре я уже получил пилотское свидетельство на управление самолётом, но пока ещё его не купил.
— Очевидно, что просто купить автожир — недостаточно. Где учиться? Что сдавать?
— Процесс получения навыков пилотирования можно сравнить с получением водительского удостоверения. Есть теория и практика. Экзамен. Я выделял один день в неделю на учёбу и, таким образом, отучился за полгода в авиационном учебном центре «Воскресенск». То же самое — с самолётом. Интересно, что в России, чтобы получить пилотское удостоверение, нужно налетать 42 часа, а вот автолюбителю для получения прав приходится наездить 60 часов. На самом деле в программе обучения пилотированию довольно сложная теория, ну и практика… Я это сравниваю с гимнастикой в цирке: вы видите, что делает гимнаст, понимаете, что сами так не можете, но знаете, как он к этому пришёл.
— Автожир для вас — транспорт? Игрушка? Что-то ещё?
— Я бы не рассматривал автожир как транспортное средство. Это не первая его функция, хотя и этот аспект есть. Прежде всего это — наслаждение полётом. Если в крупный город летят самолёты — добирайтесь самолётом, если ходят скоростные поезда — прекрасно! Лучше на них. А вот если в какой-нибудь Касимов Рязанской области на автожире из столицы лететь полтора часа, а на авто точно больше двух, то это удобно. В Великий Новгород из Москвы я добрался за время, сопоставимое с путешествием на автомобиле.
— И как оно проходит?
— Автожир — это гибрид самолёта и вертолёта, который сочетает в себе недостатки обоих типов. Мне не нравится управлять вертолётом. Я пробовал. Там ставишь ногу на пол, локоть на колено и боишься пошевелиться: моргнёшь правым глазом, вертолёт уйдёт на метр вправо, левым — налево. Чихнёшь — сделает мёртвую петлю. Самолёт прекрасен, но не может позволить себе то, что может автожир. К примеру, сесть на автозаправку для пополнения запасов топлива, залить в бак 95-й бензин. Взлететь с шоссе. Я всё это делаю, и мне нравится. Автожир может приземляться в точку, как вертолёт, а вот взлетать из точки не может. Поэтому я стараюсь метров 300 хотя бы иметь для «разбега». Можно летать зимой: в автожире есть печка.
— Ваш самый масштабный полёт?
— Как-то за день долетел из Москвы в Крым — к семье на отдых. Четыре заправки и 15 часов пути «от двери до двери». Теперь планирую лететь из Москвы в Барнаул. Есть дела в Екатеринбурге, Омске, в Алтайском крае, в родной деревне. При этом нет задачи ускоренно добираться — значит, будет путешествие.
— И всё же я правильно понимаю, что автожир — это диковинка не только для Новгорода. Вряд ли такой аппарат на заправке — рядовое событие?
— В России продано около 200 автожиров. Для сравнения: частных самолётов в реестре пять с половиной тысяч. В Европе автожиров побольше.
— «Последовательный». Почему такое название?
— Потому что я — переводчик. А переводы бывают двух видов: последовательный и синхронный. Имя «Синхронный» зарезервировано для будущего, надеюсь, самолёта. А автожир стал «Последовательным». Просто и понятно. К тому же напоминает традицию именования судов на флоте.