Полезная поэзия с графическими деталями
В конце июня в Великом Новгороде с успехом прошла презентация сборника стихов «Терапия» новгородца Степана Дмитриева, солиста и автора текстов группы «Чёрная птица». Сам по себе выпуск нового издания для Великого Новгорода — дело, к счастью, не очень редкое. Однако «Терапия» наверняка обратит на себя внимание эстетов: благодаря тесной работе Дмитриева и иллюстратора Дарьи БУЛГАКОВОЙ, читатели получили не книгу стихов и не сборник иллюстраций, а новый продукт — тесный симбиоз из слов, линий и смыслов, рождающих уникальное произведение, более глубокое и масштабное, нежели стихи или иллюстрации. О работе над проектом и месте для выражения себя «НВ» поговорили с Дарьей, выпускницей НовГУ, графическим дизайнером.
— Дарья, ты профессионально занимаешься иллюстрацией и дизайном. Для города масштаба Великого Новгорода — не самая распространённая работа.
— Да, но у нас есть Интернет. Поэтому наша студия имеет клиентов по всему миру. Даже в России — не то что в Новгороде — пока ещё не популярно платить за картинки и содержание банков графических изображений. Поэтому в родном городе о нас и нашей работе знают крайне немного людей.
— А иллюстрация книги для тебя — первый опыт?
— О да! При этом давно во мне жила мечта сделать подобный проект. Правда, я думала о том, чтобы проиллюстрировать детскую книгу. Продумывала варианты, но мы понимаем, что здесь важна и серьезная коммерческая составляющая. Поэтому с детской литературой у меня пока не срослось.
— Глубина стихов Степана Дмитриева, как мне кажется, нисколько не уступает в плане интереса для иллюстратора?
— Соглашусь. С группой «Чёрная птица» мы познакомились давно, сдружились. Я занималась разработкой айдентики для рок-группы, делала для них дизайн футболок. Потом они сменили название, мы снова работали вместе. Ну а в итоге, когда Степан решил выпустить книгу стихов, благодаря помощи мецената Николая Сумарокова, мы обсудили, что бы это могло быть, чего нам хочется, и начали сотрудничать.
— Степан — творческий человек, ты — творческий человек. Николай — тоже. Насколько легко удалось найти общий язык?
— Это, наверное, самое большое удивление от проекта: работалось нам очень легко. Впрочем, мы со Степаном заранее договорились: я предложу то, как это вижу. Если его устроит, то сильно вмешиваться в процесс он не будет. В итоге всё вышло именно так. Никакими рамками я стеснена не была. Просто читала стихи. Обдумывала, делала иллюстрации. Ах да, перед началом работы собрала референсы — показала их Николаю. Он тоже оказался не против. Основная работа над проектом длилась полгода.
Поэтический сборник «Терапия» вышел тиражом в 100 экземпляров при поддержке Николая Сумарокова.
— По шкале «ожидание — реальность» как можно оценить то, что вышло?
— Реальность, пожалуй, превзошла первоначальные ожидания. Сначала мы думали, что будет только обложка. И какие-то иллюстрации к главам. Их в книге пять. Но в процессе работы захотелось сделать небольшие рисунки к отдельным стихам, строкам, отметить поля графическими заметками. Так была создана целая галерея зарисовок разной степени сложности. И всё время работы я волновалась, что что-то сорвётся и пойдёт не так: что бумагу заменят на тоненькую офсетную, неправильно сверстают. Поэтому когда детали сложились нужным образом, было даже сложно поверить.
— Мне кажется, что в сборнике «Терапия» команде удалось не просто выпустить книгу с иллюстрациями, получилось создать новый продукт, более ёмкий, чем тексты и зарисовки?
— Мне очень приятна мысль, что я внесла в сборник свои смыслы. И что кто-то может перелистывать страницы, вглядываться в детали. Продолжать линии и выстраивать собственные, многогранные, дальнейшие отношения с книгой. Не зря же она называется «Терапия». Это не быстрый процесс.
— Кстати, про дальнейшее. Если творческий тандем оказался столь удачным, будет ли продолжение?
— Есть идеи устроить спектакль-перформанс, создать вместе целую сказку. Но пока это только планы.