Четверг, 27 марта 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Индийский ритм

Часами сидеть в позе лотоса, играя на барабанах, для индийских музыкантов – не проблема.

Часами сидеть в позе лотоса, играя на барабанах, для индийских музыкантов – не проблема.

Фото: из архива Ильи КРАПИВКИ

Как новгородский музыкант искал и находил общее между Севером и Югом

Больше месяца жаркой музыкальной зимы устроили для себя новгородцы Илья КРАПИВКА, барабанщик со стажем более 20 лет, перкуссионист и основатель новгородской Школы барабанов, и Ирен Янтра, профессиональная художница, танцор трайбл-фьюжн, фаер-шоу-артистка. Весь февраль и ещё чуть-чуть творческие новгородцы выступали на различных мероприятиях в стране уникальной культуры: от приёмов у Гуру Джи в храме Кали до свадеб, ивентов и музыкальных фестивалей. Посетив пять штатов и проехав 5000 км по древнейшим святыням, погрузившись с головой в индийские традиции и ритуалы, Илья и Ирен вернулись домой с уверенностью, что музыка управляет временем, Россия и Индия неуловимым образом похожи, а барабанный фестиваль обязательно должен закрепиться в Великом Новгороде. Об этом музыкант и рассказывал в разговоре с «НВ».

Илья, случившаяся поездка – результат кропотливого планирования или прекрасное «вдруг»?

– Не вдруг. В прошлом году одной из активностей «Новгородского лета» стал фестиваль барабанов. И на него мы привезли индийского мастера барабанов Натхулала Соланки. Сейчас это, пожалуй, самый легендарный и известный барабанщик Индии. К слову, в России он выступал только в Москве, Петербурге и в Великом Новгороде. Это во всех отношениях знаковая и значимая фигура. В Индии очень чтят старших, традиции, которые они несут с собой и передают младшим. И очень ценят внимание Гуру. У Натхулала всё семейство играет на барабанах уже 600 лет. Он проводит множество фестивалей, участвует во встречах самых разных масштабов и форматов. И вот по приглашению этого человека мы и совершили незабываемое путешествие в Индию. 

Выходит, это была не туристическая, а образовательная поездка? 

– Прежде всего, это была поездка, наполненная музыкой и ритмом. И знаниями! Я в своей профессиональной деятельности использую индийские знания, ставшие общемировой практикой. Речь идёт о древней ритмической и голосовой системе. Индийский народ несёт много особых знаний, а на индийской земле можно быстро многому научиться. За это я и полюбил удивительную страну: многогранность культуры, готовность учить и делиться, открытость и дружелюбие. Вместе с Нату у нас получилось играть в Джайпур Сити Паллас – это роскошный дворцовый комплекс в Джайпуре, столице Раджастхана, днём работающий как музей, а вечером принимающий привилегированных посетителей, на литературном фестивале, на настоящих индийских свадьбах, во время духовного общения Гуру со своими учениками. 

То есть вы месяц были индийскими музыкантами?

– Практически. Музыкальная жизнь Натхулала примерно такая же, как наша. Поэтому не всё для меня было в новинку. Постоянные гастроли. Много людей и много музыки. В Индии мы были во время благоприятного для свадеб сезона, когда в стране не так жарко. Но уже сейчас температура там за +35! 

И какая она, современная индийская свадьба?

– Ну, во-первых, жениха и невесты на ней почти не видно. Наверное, они где-то в отдельном помещении принимают значимых гостей. А вообще, на свадьбу может быть приглашён хоть весь город, лишь бы хватило средств. Центральное место празднества занимает большой фуд-корт, а рядом сцена или несколько сцен. И музыка. Много-много-много живой музыки, которая играется без перерыва несколько часов подряд. И главный инструмент, конечно…

Барабан?

–Да! Люди постоянно танцуют, музыканты играют. В общем, это мощная практика! 

А с точки зрения физической нагрузки? Каково часами без остановки играть на барабанах?

– Причём сидя в позе лотоса! Спина напрягается, конечно. Но всё это дело привычки. Наш Нату говорит, что может играть 4-5 часов подряд, хотя ему уже за 60 лет.

А вы? 

– Я отыграл полтора часа и сменился, пошёл отдыхать. Индийцы признались, что они от меня и этого не ожидали. На моей памяти максимальное количество барабанщиков достигало двух десятков в одном ансамбле, плюс пара певцов, фисгармония. В общем, мощное впечатление.

Благодаря сопровождению индийцев новгородцы смогли побывать в местных святынях. Фото из архива Ильи КРАПИВКИ

Я знаю, что, стоя в хоре, буквально растворяешься в многоголосии.

– А тут входишь в транс. Тело двигается, а ты уже не столько осознаёшь и контролируешь его, сколько позволяешь ему жить самостоятельно, а сам медитируешь: нет мыслей, ничего нет, люди танцуют, никакой другой реальности просто не существует. 

Понимаешь, что музыка — это взаимодействие со временем. Не зря в Индии многие боги изображаются с барабаном. Барабан — это ритм. Ритм — это время. Ты то замедляешь, то ускоряешь темп, управляешь временем. 


 В нашей, русской, музыке тоже есть замедления и ускорения…

– Вообще, мы с Индией, как бы странно это ни звучало, очень похожи. Индия действительно очень дружественная нам страна. К слову, Пушкар, родной город Нату, показался мне похожим на Великий Новгород, не внешне, конечно, а своим духом. И теперь я думаю, что не зря Нату с таким вниманием осматривал Новгород во время своего визита. Интересовался его архитектурой, нашими церквями и их историей. 

При этом мы – северяне, а они – южане. 

– В нашей народной культуре барабанов нет, но стук и шум присутствуют: наши предки стучали и отбивали ритм, например, на ложках. Но новгородские погодные условия не позволят круглогодично часами играть на улице. Мы всё же более сдержанные. Огромное количество звука – то, что в первую очередь поражает в Индии. Индийцы громкие. О том, что они постоянно сигналят на дороге, знают все. И у них постоянно играет музыка. Не думаю, что кому-то из индийцев пришла бы в голову идея жаловаться на соседа, который играет на барабанах ночью. Если у него играют, значит, у него праздник и ему так нужно. Завтра праздник будет у тебя, и ты тоже будешь играть! А ещё в нашем путешествии я отметил, что в Индии люди абсолютно везде. Представим себе поездку из Петербурга в Москву или в обратном направлении. Центр города, спальные районы, окраины, промзона, леса, поля, просторы. В Индии этого нет. Город перетекает в город, люди абсолютно повсюду и с этим приходится считаться. Уединиться практически невозможно. 

При всём при этом барабаны Великому Новгороду очень к лицу: не могу вспомнить ни одного летнего дня, когда бы ваше появление с барабанами не собрало толпу слушателей под мостом Александра Невского.

– Мы надеемся, что и нынешнее лето не станет исключением и мы снова будем собираться под мостом и играть. Многие воспитанники Школы барабанов всю осень и зиму тренируются и оттачивают своё мастерство именно для того, чтобы показать себя летом. Они ждут и надеются, а когда у тебя за плечами стоит такая армия, то выбора просто нет, нужно выходить в город! Конечно, такими же громкими и музыкальными, как индийцы, мы не станем, но наш ритм Великий Новгород обязательно услышит.

Теги: музыка, Илья Крапивка, Великий Новгород

РЕКЛАМА

Еще статьи

Актёр должен сделать так, чтобы маленький зритель полюбил театр, а потом, повзрослев, приходил на спектакли снова и снова.

Прошлое ещё впереди

В честь своего юбилея новгородский «Малый» покажет себя новым

26.03.2025 | Собеседник

Встреча с Лёней и его мамой помогла актёрам и режиссёру найти правильную интонацию для спектакля.

Лёня и чудо

Новгородский театр драмы встретит весну камерным спектаклем о любви, сказке и силе духа

26.02.2025 | Собеседник

Есть гипотеза

Разговор о познании музыки эмпирическим методом

19.02.2025 | Собеседник

Давайте, товарищи, по существу

Игорь КУЗЬМИН, секретарь Ленинского райкома КПСС, — о времени и о себе

11.12.2024 | Собеседник

Кадр из фильма «До скорой встречи».

О мечтах и не только

Как девочка с корнями из Угловки стала голливудской звездой

04.12.2024 | Собеседник

Создавать костюмы к сказкам Светлана Чазова любит больше всего — есть чем удивить юного зрителя.

Футляр для сказки

Каким должен быть костюм артиста, чтобы случилось волшебство?

06.11.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 26.03.2025 года

РЕКЛАМА