В 2025 году по программе «Земский учитель» в Новгородскую область переехали семь педагогов. Теперь они будут работать в школах пяти округов региона: Валдайском, Новгородском, Старорусском, Хвойнинском и Чудовском. Это преподаватели математики, русского языка и литературы, труда, истории и обществознания, физической культуры.
В министерстве образования Новгородской области рассказали, что педагоги переехали в Новгородскую область из Кемеровской, Ростовской, Тверской, Курганской, Воронежской, Ленинградской областей и Удмуртской Республики.
О том, как проходят учительские будни на новом рабочем месте, сложностях и открытиях «НВ» рассказала Елена ШУТИЛИНА, преподаватель русского языка и литературы из деревни Захарьино Новгородского округа.
— Елена Владимировна, откуда вы приехали в Новгородскую область?
— На Новгородчину я приехала из Шадринска, небольшого городка в Курганской области. В школе Захарьина, филиале Подберезской общеобразовательной школы, с сентября работаю учителем русского языка и литературы, веду уроки у ребят с 5-го по 9-й классы. До этого преподавателя по данным предметам в школе просто не было: детям приходилось ездить в Подберезье, что, конечно, очень неудобно.
— А профессию учителя вы для себя выбрали сразу или долго искали?
— Когда я была ученицей старших классов, меня сподвигла мой преподаватель. Она сумела привить любовь к русскому языку и литературе. Но на моём трудовом пути был этап, когда я работала и в библиотечной системе. Потом всё же вернулась в профессию. Теперь снова осваиваюсь в статусе учителя на новом месте. Путь проделан большой, настраиваюсь на длительную работу.
— Как приняли для себя такое решение? Ведь между Великим Новгородом и Курганом 2500 километров дорог.
— Я приезжала на Новгородчину в гости. Дело в том, что у меня сестра приехала в Новгородскую область по программе «Земский фельдшер». Освоилась, понравилось. Стала звать и меня поближе к себе. Рассказала про программу «Земский учитель». Я всё обдумала, навела справки, а потом подала заявку и получила одобрение. Кроме того, моя дочь готовилась к поступлению в мединститут. У нас в Кургане его нет. А в Великом Новгороде есть. Теперь дочка — студентка мединститута НовГУ имени Ярослава Мудрого, и мы с ней новгородки. У обеих новая страница в жизни.
— Каковы ваши первые впечатления?
— Наш городок меньше Великого Новгорода: всего около 80 тысяч жителей. Но и я теперь живу не в Великом Новгороде, а в Захарьине. И климат в Шадринске другой. У вас здесь более сырой, ещё и осень. Привыкаем постепенно. В этом плане, конечно, трудно начинать что-то сначала в чужом краю. Это и отсутствие близких рядом, и бытовая неустроенность. С другой стороны, это явление временное. Люди помогают. Новгородский округ выделил мне двухкомнатную квартиру, обживаю её, включаюсь в новую школьную жизнь.
— Как вас встретила школа?
— Мне кажется, что у нас всё сложится. До Новгородчины я работала учителем и воспитателем в школе-интернате для слабовидящих детей. С точки зрения технического оснащения нынешнее место работы уступает предыдущему. Всё это нам ещё предстоит решить.
— Тем более что работа школьного учителя не кончается со звонком с последнего урока?
— Это точно. Сейчас я особенно интенсивно живу работой. Каждый день уроки идут с 8.30 до 14.30. Небольшой отдых после уроков, а далее — проверка тетрадей и подготовка к занятиям на завтрашний день. На себя у учителя времени остаётся минимум, это распространённая ситуация. Тем более что русский и математика — это два базовых предмета в любой школьной программе. Ну и без азов литературы говорить об уровне образования трудно.
В рамках программы «Земский учитель» преподавателям, прибывшим на работу в сельские населённые пункты, рабочие посёлки, посёлки городского типа, города с населением до 50 тысяч человек, предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере 1 миллиона рублей.
— Ваши новые ученики идут на контакт, готовы ли учиться, делиться своими размышлениями?
— Всегда и везде дети очень разные. Бывает, что дома беседу к уроку литературы планируешь в одном ключе, но на уроке в процессе диалога возникает какой-то вопрос, и мы сворачиваем в другое русло. Литературные произведения дают очень много тем для обсуждений с подростками. Мы на уроках поднимаем самые разные проблемы. И мне очень важно ответить на все детские вопросы.
— Современные дети понимают русскую классическую литературу?
— На уроках литературы, помимо всего прочего, я стараюсь прививать любовь к чтению. И некоторые дети сегодня действительно любят читать. Выбирают, правда, в основном современную литературу. Хорошо разбираются в ней.
— А вы предпочитаете классическую или современную литературу?
— Я люблю перечитывать Пушкина. И зарубежную классику. Например, «Госпожу Бовари» Флобера.
— Разность литературного языка классики и современных текстов анализируете?
— В Шадринске моя ученица писала работу по современному сленгу. Мы проводили опрос в классе, составляли его словарь. И я, конечно, тоже в курсе. Понимаю, о чём между собой говорят дети. Хотя отдельные слова и для меня — тоже новость. С интересом впитываю. При этом большинство учеников разграничивают ситуации и язык, который больше для них подходит.
— Мне кажется, что вам достался самый сложный возраст: в начальной школе дети открыты всему новому. В старших классах уже знают, чего хотят от школы. Вы учите детей среднего звена, в том самом, переходном, возрасте. Справляетесь?
— Как я уже и говорила, всё очень по-разному. К некоторым только ищу пути. Не одна я привыкаю к новому месту, но и дети — ко мне. Уже сейчас могу сказать, что коллектив у нас хороший, все преподаватели опытные. Если нужно, помогают, готовы подсказать и поддержать. Остальное приложится.
На официальном сайте Президента РФ 16 сентября были опубликованы поручения Владимира Путина по итогам совещания с членами Правительства. Документ содержит 13 поручений, касающихся в том числе таких социальных программ, как «Земский учитель», «Земский доктор», «Земский фельдшер», «Земский работник культуры» и «Земский тренер».
В частности, речь идёт об обеспечении единообразия и упрощения процедур, связанных с оформлением документов и подачей заявок на участие в программах, о предоставлении единовременных компенсационных выплат участникам таких программ, о возможности заключения с ними договоров с установлением особых условий. Также Владимир Путин поручил внести изменения в программы «Земский учитель» и «Земский тренер», предусматривающие отмену возрастных ограничений для участников.















