Спортивный туризм держится на инициативных и находчивых
Традиционно областная федерация спортивного туризма открывает сезон в январе с двухдневного лыжного перехода через Ильмень, в который его организаторы обязательно включают ночёвку на озере. Его идея — сохранять память о воинах, погибших при освобождении Новгорода от фашистов. Но у этого испытания есть ещё одно предназначение — проверить физическую и моральную готовность группы к более серьёзным походам.
КУДА ГРАНТ ВЫВЕДЕТ
В этом году из-за аномально тёплой зимы лёд на Ильмене так и не появился, поэтому переход через Ильмень не состоялся. Приехать на него собирались участники из Москвы, Твери, Ржева. По словам председателя Совета федерации Геннадия ПАВЛОВА, мероприятие отменили впервые за всю историю его проведения — а началась она ещё в 1970-е годы. И если бы только капризы погоды помешали. Коронавирус внёс в планы федерации ещё большую неопределённость. Впрочем, не это обстоятельство стало поводом для встречи с Геннадием Николаевичем.
В прошлом году проект новгородской федерации «Спортивный туризм для всех» стал победителем конкурса Фонда президентских грантов. О том, кто становится фанатом спортивного туризма, зачем терпеть неудобства, а порой и опасности для жизни во время экстремальных походов и каким считается их лучшее завершение, «НВ» поговорили с Геннадием Павловым.
— Гранты — это сегодня единственный способ получить государственную поддержку. Областная помощь ограничивается маленькими суммами, — пояснил он. — Совсем недавно в регионе благодаря общественной инициативе снова стал развиваться детский спортивный туризм. К сожалению, много лет назад Новгородская область была первой в стране, где расформировали станцию юных туристов, указав, что спортивный туризм — это дополнительное образование, а потому за занятия нужно брать деньги. При этом тогда это было в основном увлечением детей из малообеспеченных семей. С первого раза наша заявка была одобрена. Подкрепили её своими благодарственными письмами и сумели доказать, что мы работаем на хорошее дело.
Часть средств гранта — а его размер составил чуть более 1 млн рублей — пойдёт на приобретение снаряжения, в том числе карабинов, верёвок, которые от долгого использования деревенеют и теряют качество надёжности. Определённую сумму направят на проведение двух региональных слётов. Их дата станет известна, когда на территории области будут сняты ограничительные меры из-за распространения COVID-19.
МАРШРУТ ПО ПОЛОЧКАМ
Единственный в этом году поход на 1-ю категорию сложности — по классификации самый простой — под контролем федерации успел провести туристский клуб НовГУ «Берендеи». Тринадцать новгородцев в марте прошли на лыжах 130 километров по маршруту в Хибинах.
— Я отношусь к туризму всё-таки не как к спорту, а как к возможности путешествовать, — говорит Геннадий Николаевич, у которого туристский стаж — более 35 лет. — Если группа хочет получить за свой поход категорию, то требуется и залезть повыше, и перевал пройти посложнее. Всё это ради того, чтобы увидеть другие картины природы, обзавестись новыми друзьями и впечатлениями. Но ещё до этого каждый маршрут должен быть разложен по полочкам перед маршрутно-квалификационной комиссией (МКК).
Главные слова в туризме, по мнению Павлова, — «безопасность» и «ответственность». Он уверен: трагедии на Сямозере в Карелии, где погибли 14 детей, не случилось бы, если бы у инструкторов были элементарные знания и практика.
— Они не смогли адекватно оценить ситуацию. Когда на волнах образуются барашки, это означает, что идёт низовой ветер, который может перевернуть лодки, — сообщил он. — После гибели школьников на детском туризме вообще хотели поставить крест, поскольку нашим чиновникам легче что-то запретить, чем взять ответственность на себя. Но наша федерация за свои походы отвечает.
Во времена до сотовой связи группа о прибытии на место информировала МКК телеграммой, сейчас достаточно прислать смс и поставить в известность МЧС.
— Если возникнут проблемы, например, группа к определённому часу не вышла на связь, я как председатель МКК, которому известна нитка маршрута, обязан связаться со спасателями. Группу может настичь такая снежная буря, что из палатки не выйти — человека в туалет выпускают на верёвке, поскольку без неё он рискует обратно не дойти. Два раза дёрнул — можно тащить, — объяснил Павлов.
Туризм, по замечанию Геннадия Николаевича, увлекает таких молодых людей, для которых крутым считается не покупка дорогого автомобиля, а уйти на пару недель в путешествие с огромным рюкзаком за плечами по Крыму, Хибинам, Карелии, Приэльбрусью. Как сделать его максимально экономным — задача № 1:
— В Интернете можно найти множество коммерческих предложений: «сводим туда, покажем то-то» и цены. У нас — по-другому. Поход, который мы организуем своими силами, когда опытные туристы помогут составить список всего необходимого, сам маршрут, проведут подробный инструктаж и тренировки, обходится в три раза дешевле, чем за него просят частники. Расходы связаны только с покупкой билетов и продуктов питания. Кроме того, очень важна личность руководителя похода. Люди решают, с кем они пойдут, а с кем — нет.
Самая лучшая концовка любого похода, по версии Павлова, — когда его участники уже дома собираются за столом, чтобы выпить чаю, поесть торт, посмотреть фотографии и снова загореться желанием отправиться в неизведанные края за новыми приключениями.
«ПЯТЁРОЧКА» ПАВЛОВА
Самые трудные и одновременно непредсказуемые походы — это походы, которые начинаются с третьей категорией. Если человек решился на них, значит, по-настоящему заболел туризмом.
Геннадий Павлов за свою «пятёрочку» в приполярном Урале, где было восемь зимних восхождений, в 2001 году получил звание мастера спорта России. Тогда команда новгородцев, которых 23 суток Геннадий Николаевич вёл на морозе, заняла второе место в чемпионате страны. Особо запомнились и походы по шведской Лапландии.
— В первом нам повезло с погодой, было 15–20 градусов ниже нуля. Удалось подняться на Кебнекайсе — высочайшую вершину королевства. А вот на втором и третьем походах мы на себе ощутили, что такое атлантические циклоны: ветер был такой силы, что на склонах гор снег не мог удержаться, сдувало палатки, — вспомнил он. — Единственным способом выжить было закопаться в снег на глубину три метра.
Вообще-то, можно было и не подвергать себя такому экстриму. В Швеции, где развиты путешествия на лыжах, собачьих упряжках, снегоходах, рядом с маршрутами имеются специальные домики — приюты для туристов. В них обогреют и даже накормят, но сделают это за немаленькую плату. Однако Павлов и его друзья ехали так далеко не за комфортом, а чтобы показать силу русского характера, почувствовать себя победителями.
— Когда буря стихла, к нам пошли шведы. И первое, что они спросили: «Русские, вы живы?» — широко улыбнулся Геннадий Николаевич. — На такие условия, в которых оказались мы, вряд ли согласились бы немцы, французы, шведы. Мы испытывали гордость не только за себя, команду, но и за страну. На нас в тот момент смотрели как на Россию. И когда иностранцы познакомились с нами поближе, мнение о ней у них поменялось. «Да, вы — нормальные люди. И всё, что о вас говорят в СМИ, — это неправда», — признавались шведы.