Чтобы более 30 лет устраивать цирк с детьми и для них, точно нужно быть фокусником
Весной Леониду Афанасьевичу ТИМОШЕНКО, бессменному руководителю единственной в области школьной цирковой студии, исполнилось 80 лет. Он собрался уйти на пенсию, но дети, родители и коллеги-педагоги уговорили остаться...
Фокусник-легкоатлет
Родился и вырос Леонид Тимошенко в Казахстане. Пацаном всерьёз занимался бегом — мастер спорта по легкой атлетике. В армии, в Ташкенте, служил в спортивной роте.
— Ещё в школе увлёкся фокусами. Тогда с игральными картами было небезопасно публично манипуляции производить — могли и привлечь к уголовной ответственности за азартные игры, пойди докажи милиции, что ты только фокусы демонстрируешь. Поэтому учился на теннисных шариках, платках, — вспоминает Леонид Афанасьевич. — Когда в армии был, мой ежедневный путь на стадион «Пахтакор» проходил мимо цирка. Вот куда меня тянуло! Но в городе было полно военных патрулей, которые проверяли всё и вся, и отклонения рядового даже на несколько сотен метров от указанного в предписании маршрута могло закончиться арестом и губой. Приходилось в гражданское переодеваться, на другие ухищрения идти, только чтобы попасть на представление. В Ташкенте я помимо фокусов стал ещё и жонглированием интересоваться.
Отслужив срочную, Тимошенко вернулся домой, в Казахстан, устроился физруком в школу и продолжал оттачивать мастерство иллюзиониста, жонглёра, ну и акробата, конечно, благо спортивная подготовка позволяла.
— Что касается фокусов, то стоит освоить основные приёмы, и можно чудеса творить практически с любым предметом. Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества, — смеясь, замечает рассказчик. — Жонглирование тоже требует отточенности движений, а оно достигается упорными тренировками. Я научился работать с мячами, булавами, клинками...
У меня — свой особый, цирковой язык. «Сухая девчонка» — значит худая. Ну это родители новичков в студии всё же понимают. А вот когда первый раз слышат от меня «трезвая» или «нетрезвая» девчушка, пугаются, но потом, когда объясню, что это значит, смеются.
В Новгород Леонид Афанасьевич приехал, поддавшись уговорам супруги, которую в наши края позвала жить подруга. Жалеет ли Афанасьев, что изменил любимым казахским степям? Говорит, что нет — всё равно не смог бы оставаться в стране, где проявлялся негатив по отношению к русским людям.
Иллюзорный мир
В Новгороде Тимошенко устроился учителем физкультуры. А в свободное время на мероприятиях свои цирковые таланты демонстрировал и ребятишек к этому приобщал.
— Как-то после одного моего выступления ко мне подошёл директор 23‑й городской школы и предложил к нему перейти на работу, пообещав, что у меня будет возможность организовать детскую цирковую студию. Не обманул. С тех пор, а это был 1992-й год, в этой школе и тружусь, — продолжает Леонид Афанасьевич.
Сколько через его волшебные руки прошло мальчишек и девчонок, сказать не берётся, акцентирует внимание лишь на том, что как раньше, так и сейчас в студию «Каскад» ежегодно порядка 40 учащихся ходят.
— Но нынешние неусидчивые, как я иногда говорю, «нетрезвые»: дисциплина хромает, слушать внимательно и здраво рассуждать не умеют, — делится наблюдениями руководитель студии. — Многие хотят, чтобы у них всё стало получаться через одно-два занятия. Но так не бывает. Объясняю, убеждаю, что нужно репетировать и репетировать. Признаюсь, не все к этому готовы, уходят. А вот из тех, кто остался, получаются настоящие артисты циркового жанра.
Но у опытного педагога есть свой, секретный метод, как мотивировать ребят. Большинство поначалу приходят с одним желанием — научиться делать фокусы. А вот они-то у Тимошенко стоят в конце его учебной программы. Прежде чем дело до них доходит, подопечные должны научиться с обручами, булавами, мячами работать, акробатические этюды показывать, на моноцикле ездить и многое другое. И только когда заслужат уважение наставника, покажут, чего своим трудом могут добиться, он начинает погружать их в мир иллюзий и превращений.
Учитель технологии и трансформация
Дома у Леонида Афанасьевича — сотни книг про фокусы, он их почти наизусть знает. Говорит, что мастера держат в тайне секреты своих трюков, но сегодня благодаря Интернету кое-что просачивается в Сеть.
— Лично я основные элементы изучил, разбирая фокусы известных в советские времена артистов — Амаяка Акопяна и Игоря Кио. Поверьте, даже в век высоких технологий в основе любого трюка — базовые приёмы. Другое дело, что сейчас оборудование, инструментарий такого уровня, что делают номера практически как по взмаху волшебной палочки, — рассуждает Тимошенко. — Однако опытный иллюзионист способен понять, как делается фокус, если увидит его вблизи. Так, из Китая, где мы с «Каскадом» выступали, я привёз методику оптической иллюзии, которую мы теперь с детьми успешно используем.
Разгадал Леонид Афанасьевич и секрет трансформации без ширмы — фокуса с переодеванием. Говорит, что пока не удалось побить рекорд украинских коллег — у них за один номер девушка на сцене сменила 19 нарядов, но каскадовцы к этому стремятся.
— Я долго искал подходящую для таких превращений ткань. Нашёл. Это — японский шёлк, — делится деталями подготовки трюка фокусник. — Однако без помощи нашего учителя технологии ничего бы не вышло. С ней мы разрабатывали эскизы, выкройки делали. И она безупречно сшила всё, что нужно, и сделала незаметным то, что необходимо было спрятать.
И сейчас этот номер — один из самых любимых у новгородской публики.
* * *
Ребят из «Каскада» нередко приглашают выступить в передвижные цирки, когда они приезжают в Великий Новгород. Их мастера, как говорит Тимошенко, интересуются новыми номерами акробатов, жонглёров, фокусников и иллюзионистов школьной студии.
И кое-что берут себе на заметку.
По словам Леонида Афанасьевича, возраст всё же даёт о себе знать. Он готов передать бразды правления студией надёжному преемнику, которого сейчас ищет среди своих выпускников. Ну а пока хочет поставить номер с групповым жонглированием, которого в «Каскаде» ещё не было.