Художественная галерея в Чудове — это пространство не только для картин
В юности, после окончания 11-го класса, Елена ГУТМАН, художница из Чудова, директор местной художественной галереи, была переполнена решимостью построить свою взрослую жизнь в соответствии с той картинкой, которая сложилась у неё в голове. Судя по всему, так давали о себе знать её знак Зодиака — Козерог и присущий ей перфекционизм.
Главные экзамены
Она представляла себя переводчицей. Поэтому и поехала покорять Санкт-Петербург, где ей для начала нужно было поступить в Герценовский университет. Но, увы, девушка не набрала на экзаменах необходимого количества баллов.
Впрочем, Елена особо не расстроилась. Она была уверена, что на следующий год у неё всё обязательно получится. Вернулась в родной город, устроилась на работу вожатой в одну из школ и продолжила практиковать иностранные языки.
— Я — коренная жительница Чудова. После восьмого класса как одарённого ребёнка меня пригласили в Педагогический лицей Великого Новгорода. Возможно, там у меня и появился подростковый максимализм, мол, если я — выпускница элитной школы, месяц стажировалась в Германии, то для меня открыты двери всех вузов. Сейчас я считаю эту позицию не совсем верной, — с улыбкой сообщила Елена. — Тогда оценки выпускных экзаменов в лицее засчитывались как вступительные оценки в НовГУ. И по ним я легко проходила на исторический факультет Новгородского университета. Но поскольку я хотела учиться в Северной столице, свои документы оттуда забрала. Вот и осталась в итоге ни с чем.
Но, видимо, на Елену у судьбы был свой расчёт. Педагог художественного отделения Детской школы искусств (ДШИ) имени Серовой Александр Подберезский, у которого Гутман девочкой училась рисовать, мудро предложил: «Не бросай заниматься творчеством, пиши картины». И уже следующим летом со своими работами она отправилась в Новгородское училище культуры. Вторая попытка поступить в питерский вуз, кстати, тоже оказалась неудачной.
Правда, поехала она в Великий Новгород наобум. К её приходу приёмная комиссия училища уже не принимала документы. На удачу абитуриентки, в растерянности бродившей по большому зеркальному фойе с огромной папкой под мышкой, её заприметил преподаватель Анатолий Мищенко. Доброжелательно выслушав, он пригласил коллег оценить картины Елены. И с его слов: «Возможно, из тебя что-то выйдет» началась учёба Гутман на отделении дизайна и рекламы.
— Благодаря педагогам училища я поняла, что в нужное время я попала в нужное место. Ничего не бывает случайным, — рассказала она. — Они мне показали, что творчество — это не только призыв души, оно может стать профессией. Три года пролетели на одном дыхании. Потом я поступила на заочное отделение в НовГУ, и меня взяли преподавателем в Чудовскую детскую школу искусств, где я отработала 15 лет, была аттестована на педагога высшей квалификационной категории.
Но сначала молоденькой Елене Владимировне нужно было найти контакт и с детьми, и с родителями. И доказать, что она, несмотря на свой возраст, способна обучать рисованию и формировать у воспитанников образное мышление. И то, что ученики Гутман впоследствии стали педагогами, дизайнерами, модельерами, подтвердило её педагогический талант.
Краски жизни
Однажды, поняв, что карьера пойдёт по творческому руслу, Елена поставила цель — состояться и как художник. Она — участница более 60 выставок, её работы заняли место в частных коллекциях Финляндии, Германии, Санкт-Петербурга, Москвы. Ещё в студенчестве она выбирает тему детского портрета. Поэтому ничего удивительного, что её главной моделью для рисования становится дочь Полина:
— Иногда меня спрашивают, почему в моих картинах нет какой-то философской подоплёки. А я прежде всего хочу быть честной со зрителем, не ломать себя. Я пишу то, что мне близко, а это дети, животные, цветы. Я — человек позитивный. Мне важно, чтобы мои работы передавали моё внутреннее содержание, были солнечными, добрыми. А мудрёных сюжетов в чёрно-синих цветах у меня нет. Могу работать в разных жанрах. Осваивала письмо масляными красками на пленэрах Александра Варенцова, которого тоже причисляю к своим учителям. Он заряжает своим примером: чтобы чего-то добиться, стать художником, надо много-много работать.
Десять лет назад Елене поступило неожиданное предложение занять место директора художественной галереи. В ДШИ у неё вроде всё складывалось неплохо, были планы. Но её учитель Александр Подберезский в очередной раз успокоил: «Всегда сможешь вернуться». А галерея, к слову, находится через дорогу от здания ДШИ.
По признанию художницы, тогда она, как и многие, считала, что галерея — место для избранных, людей, причастных к миру искусства. И решила в корне изменить это устоявшееся представление.
— Мне хотелось, чтобы в галерею заходил народ с улицы, чтобы жители Чудова приводили к нам своих гостей из других городов. Знали, что здесь их с удовольствием и приветливо встретят, расскажут о действующих выставках. Стремлюсь делать их разноплановыми, проводить более демократичные мероприятия. Например, такие акции, как «Ночь искусств», «Ночь музеев»,— с воодушевлением говорит Елена.— Участвуем в грантовых конкурсах. Благодаря выигранным проектам обновляем выставочное пространство, приобрели стеллажи, шкаф для хранения фондовых картин, занялись звуковым оборудованием.
Она организовала в галерее мастер-классы по изобразительному искусству, объединившие совсем маленьких художников — а занимаются здесь малыши с трёх лет — и взрослых, которым не удалось в детстве реализовать мечту рисовать.
Где родился…
Между тем, как любое другое бюджетное учреждение, галерея — это ещё и составление отчётности, и анализ финансовой деятельности. Любого творческого человека административные задачи могут опустить с небес на землю. Но Елену, с её упёртым желанием доводить всё до идеала, не испугали эти скучные обязанности.
— Я рационально отношусь ко всему. И если что-то делаю, то стараюсь делать это хорошо. Во всяком случае, чтобы мне не было стыдно. Но если бы я жила только приказами, управленческими заботами, сошла бы с ума. Поэтому пишу картины, чтобы голова по-другому работала. Супруг удивляется, что я так отдыхаю, — открывает Елена секрет своей работоспособности. — В год, в соответствии с графиком, у нас проходит до 35 выставок, а до меня их было 12. От некоторых посетителей слышала, что не всё успевают посмотреть. Но мне так хочется показать ещё многое. Вращаясь в художественной среде, где у меня много друзей и знакомых, я отслеживаю последние тенденции.
В экспозиционном зале галереи, где я беседую с Еленой, проходит выставка портретов и пейзажей Светланы Гарбар «Для тебя». Картины новгородской художницы по духу очень близки работам Гутман. А ещё детям из художки по ним можно учиться. Осенью в Чудове ждут полотна художника Александра Олигерова, работающего в стиле модернизма. И, как предполагает Елена, они привлекут внимание, скорее всего, молодёжи, поскольку именно эта часть общества более восприимчива ко всему новаторскому в искусстве.
Фамилия Гутман, по словам художницы, имеет латышско-еврейское происхождение. Предки Елены были переселенцами из Прибалтики, обосновались в деревне Торфяное. После революции, при советской власти были сосланы в Сибирь. Там её дедушка, получивший во время Великой Отечественной войны тяжёлое ранение, нашёл свою будущую супругу. Вместе с ней приехал обратно на свою родину.
— Пословица «Где родился, там и пригодился» — абсолютно про меня. Я полюбила размеренный ритм Чудова. Меня ничего не сбивает, всё успеваю. Стопроцентно я смогла себя реализовать как педагог, как художник. А сейчас у меня есть желание прославить свой город, мол, «посмотрите, какая у нас есть галерея, в каких проектах мы участвуем!».