Храм Димитрия Солунского в деревне Городня и впрямь выделяется своими размерами. Известно, что в дореволюционное время по праздникам для православных христиан в нём собиралось до семисот прихожан.
На прошлой неделе вышло из печати исследование Любови Антоновой «Под сенью пятиглавого храма». Любовь Вениаминовна — автор не одной работы, посвящённой истории местных поселений. И, можно сказать, старейшина батецкого краеведения, ведь ей уже исполнилось 94 года. Но как видим, возраст творчеству не помеха. Хотя речь идёт о работе кропотливой, требующей обращения в архивы.
— До революции Городня была дворцовой деревней, местные крестьяне были приписаны к Ораниенбаумскому дворцу, — говорит Любовь Вениаминовна. — Сейчас это, по сути, маленький посёлок, причём с такими сохранившимися советскими чертами.
По достоверным историческим источникам, основание деревни восходит к 1500 году. Хотя можно предполагать, что она гораздо древнее.
Вполне возможно, что здесь был один из погостов, созданных княгиней Ольгой.
Храм Димитрия Солунского к тем седым временам отношения не имеет. Он был заложен 14 октября 1822 года. План и фасад были утверждены Серафимом, митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским. В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» строителем назван мастер Даниил. К сожалению, более подробных сведений об этом человеке нашему исследователю отыскать не удалось.
Зато известно, кем был тот, чьими заботами свершилось богоугодное дело. Ефим Иванович Блаженков, владелец поместья в соседней деревне Большой Латовец, имевший сорок душ крестьян и служивший новгородским губернским секретарём. Будучи помещиком небогатым, Ефим Иванович, однако же, более других принял близко к сердцу то обстоятельство, что обе старые городнянские церкви сильно обветшали.
«1 марта 1826 года Блаженков сообщил, что церковь каменным строением закончена и внутри благолепно отделана, — пишет Любовь Антонова. — Церковь теплая, с двумя печами. Величиною от цоколя до карниза 3 сажени (1 сажень — 2,13 метра), от карниза до купола 1 сажень».
Главный престол был освящён во имя Димитрия Солунского с приделами Покрова Божией Матери и святых Фрола и Лавра.
Ефим Блаженков скончался в 1830 году, не успев полностью выплатить ссуду, взятую на строительство. Никакие наследственные дела на судьбе самого храма отразиться уже не могли. Удивительно, но даже в самые богоборческие годы XX столетия он серьёзно не пострадал. Так, в 1930 году его закрыли, не тронув внутреннего убранства. В послевоенном 1946-м храм снова был открыт, в хрущёвском 1960-м — снова закрыт. Несмотря на протест жителей района 617 человек подписали письмо в Совет по делам православной церкви. И тогда по решению партийных властей были демонтированы кресты, разбиты купола…
А потом, это было уже в начале 2000-х годов, новгородский предприниматель Дмитрий Павлович Сидельников собирал камни. В 2004 году храм был освящён снова.
Пусть это и не собор Василия Блаженного, но городнянский храм, построенный Ефимом Блаженковым, немало украсил собою и продолжает украшать Батецкий край.