Вопрос работы лор-отделения Областной детской больницы был подробно рассмотрен на площадке новгородской Общественной палаты
К конфликту, возникшему в Областной детской клинической больнице между её администрацией и врачами лор-отделения, уволившимися из-за несогласия с новыми условиями труда, за последние полтора месяца подключились областной минздрав, родительское сообщество, СМИ. Уход за короткий период четырёх оперирующих отоларингологов практически сковал работу лор-службы детского стационара, даты плановых госпитализаций повисли в воздухе.
Дежурство дома на 100%
Проблему не обошёл своим вниманием губернатор Андрей Никитин. В конце июня у него состоялся разговор с руководителем больницы Арсеном АМИРБЕКОВЫМ. Главный врач рассказал, что ситуация действительно сложилась непростая, но новые специалисты, которые в ближайшее время начнут оказывать в области медицинскую помощь детям с заболеваниями уха, горла, носа, будут найдены. Между тем вопрос о дальнейшем развитии лор-отделения по инициативе главы региона был вынесен на обсуждение заседания Общественной палаты Новгородской области. Присутствовали на нём эксперты регионального минздрава, общественники, родители, журналисты. Правда, самих докторов, покинувших лор-отделение, на встрече не было.
— У Общественной палаты, к сожалению, нет административных прав. Она — институт гражданского общества, созданный для того, чтобы настроения, проблемные моменты отслеживать в обществе и обсуждать их с властями, — выступил первым модератор собрания, представитель Общественной палаты Новгородской области в Общественной палате РФ Александр МАМУЛАТ. — Комиссия по здравоохранению областной Общественной палаты давно держит руку на пульсе событий в медицине, ставших предметом обсуждения широкого круга лиц с начала 2019 года. Естественно, мы не могли пройти мимо них. Губернатор поручил рабочей группе Палаты заняться изучением данной темы. Итогом должен стать экспертный анализ, который даст руководителю региона понимание, насколько поднятая людьми проблема решаема и что в этом направлении делают его подчиненные — министерство, соответствующие структуры.
На вопрос Виталия Васильева, представляющего, по его словам, родительское сообщество Великого Новгорода, почему не были приглашены врачи, Александр Мамулат ответил:
— Специально никого не вызывали, поскольку не ставилась задача персонифицировать ответственность врачей. Тем более из видео, возможно, сделанного с вашего смартфона и опубликованного в социальных сетях, ясна позиция некоторых из них, мол, зачем мне приходить, если меня уже уволили.
Отметив, что это заседание будет промежуточным и проходить оно будет в режиме диалога, Мамулат передал эстафету в выступлении главному хирургу Новгородской области, заместителю главного врача Новгородской областной клинической больницы по хирургической работе, руководителю рабочей группы Палаты Сергею НОВИКОВУ. Сергей Юрьевич сообщил, что специалисты постарались услышать и администрацию, и докторов, участвовавших, по его выражению, в коллизии:
— У меня большой опыт администратора в медицине, и с подобными коллизиями мне приходилось сталкиваться и раньше. В детской больнице была противоречивая ситуация, когда доктора получали оплату за круглосуточные дежурства, при этом не выполняли обязанности по оказанию круглосуточной неотложной помощи маленьким пациентам с лор-патологией, так как находились дома. Администрация в детской больнице сменилась, и новый главный врач, выявив это фактическое нарушение закона, решил привести положение дел в требуемое юридическое соответствие. Конечно, это докторам не понравилось.
Александр Мамулат поинтересовался: «То есть пока не встал вопрос о дежурствах, всех всё устраивало?». Главный хирург области дал свою оценку всему происходившему в отделении:
— Если дежуришь на дому, то и должен получать как за дежурство на дому, а это предусматривает половину оплаты, «ночные» не подразумеваются. Врачей это не устроило, и они прибегли к шантажу — создали для администрации безвыходную ситуацию, вынуждая её оставить всё так, как это было раньше. На мой взгляд, мои коллеги повели себя не по-врачебному. К чести руководства больницы, хотя и не без трудностей, проблему удалось преодолеть, были найдены новые кадры, была организована круглосуточная помощь детям. Таким образом, попытка шантажа не удалась. В этом споре правда оказалась на стороне администрации.
Неврачебное поведение
Слова в отношении действий уволившихся врачей хирург Новиков не подбирал, и некоторые его высказывания били наотмашь.
— В жертву были принесены интересы маленьких пациентов, а с точки зрения врача, это неприемлемо. Есть задокументированные случаи, когда доктора при поступлении пациентов во внеурочное время отказывались приезжать в больницу, чтобы оказать медицинскую помощь. Считаю, что эти факты должны стать предметом для оценки профессиональной медицинской ассоциацией. Вопрос о том, насколько этически были обоснованы подобные действия врачей, нужно поставить перед новгородской Медицинской палатой. Врачи, получая диплом, дают присягу, основанную на клятве Гиппократа, в которой говорится о том, что все помыслы медик должен направлять на оказание помощи, невзирая ни на какие условия. Какие бы ни были у него отношения с администрацией, нельзя в орбиту трения и споров с ней включать интересы пациентов. Вопрос в принципе можно поставить следующим образом: имеет ли право такой врач вообще быть врачом?
А давая пояснения, насколько обеспечено отделение всем необходимым, достаточно ли выделяется на него денег из областного бюджета, Сергей Новиков затронул непопулярную среди населения тему — о реструктуризации в регионе государственных медицинских организаций:
— Нет предела совершенству. Но проблему с обеспечением медицинских учреждений следует рассматривать шире. У нас — масса медицинских организаций, которые работают неэффективно, тем не менее они исправно потребляют средства. Они подпадают под такое понятие, как «зона неэффективности». Единственный выход из такого положения — реструктуризация, которую надо было проводить ещё лет тридцать назад. Если в области будет такое количество больниц, сколько требуется, если большая часть помощи будет предоставляться амбулаторно на хорошем, современном уровне, то тогда будет достигнут баланс разумности и достаточности медицинской помощи. Сейчас у нас учреждений здравоохранения больше, чем нужно. Как только начинаются попытки реструктуризации, сразу возникают шум и гам, сходы граждан, и, как правило, политическая власть пасует. Нынешняя региональная власть видит эту проблему и готова взяться за её решение.
Битва смартфона и планшета
Подтверждением того, что врачи пошли на принцип и не всегда были корректны с родителями, стала история Елены БАРИНОВОЙ, мамы маленького пациента. Женщина рассказала, что ещё в марте получила направление для своего ребёнка на плановую госпитализацию в лор-отделение. Но рассудив, что очередь на операцию подошла бы не раньше конца лета, а ещё нужна реабилитация, она решила действовать самостоятельно и обратилась напрямую к докторам.
— Я пришла на приём в больницу 11 апреля, а у лор-кабинета — словно взятие Измаила. Нервозность, духота. Своей очереди ждут около двадцати родителей, столько же детей, и вдруг подходит медсестра и проводит в кабинет человека, потом врач из лор-отделения приводит пациента. А мы чем хуже? Через некоторое время лор-врач приёмного покоя уходит, и люди в очереди начинают перешёптываться, вернётся он или нет, поскольку принимает доктор лишь до 14.00, а время заканчивается, — поделилась воспоминаниями Баринова. — В итоге после моего визита в лор-отделение, где я хотела выяснить, будет ли продолжен приём, и где на меня наорали, только после вмешательства заведующего приёмным отделением врач принял всех. Я вхожу в кабинет, показываю анализы ребёнка, на что доктор мне говорит, что моего ребёнка не примут на операцию — два врача заболели, а те, что продолжают работать, могут перетрудиться, и неизвестно, каким может быть результат хирургического вмешательства.
На следующий день с Бариновой произошёл ещё один неприятный эпизод, когда в лор-отделении она захотела узнать фамилии врачей, которые общались с ней накануне в грубой форме:
— Одна дама начинает снимать меня на смартфон, я тоже начала снимать её на планшет. И тут случился настоящий шок: из операционной выбегает дяденька в маске и окулярах, бросается на меня и вырывает планшет. А я стою, как пятилетний ребёнок, и упрашиваю: отдайте.
С заявлением о происшествии в стенах стационара женщина обратилась в полицию. Однако ни в одном больничном документе записи, подтверждающей, что был такой визит мамы с ребёнком, не нашлось.
Частный вопрос регионального здравоохранения
Как сообщила главный педиатр области Ирина ИСТОМИНА, в минздраве области увидели увеличение количества жалоб на работу лор-отделения в начале года, когда его врачи отказались участвовать в оказании экстренной помощи детям в вечернее и ночное время, а также в выходные и праздничные дни. Более конкретно: «ребёнок двух лет с повреждением носа металлическим предметом», «ребёнок четырех лет с деталью конструктора лего в носу», «рыбья косточка в горле пациента 2017 года рождения» и т.д. Больница была вынуждена привлекать челюстно-лицевых хирургов областной больницы и специалистов Центральной городской клинической больницы. Транспортировались пациенты на медицинской машине.
— Мне стыдно за то, что не была полноценно организована система помощи детям с лор-патологией, что был допущен сбой в её работе, — не скрыла Ирина Истомина. — Больница постарается на своей базе организовать круглосуточный пост. Сам факт того, что на площадку Общественной палаты вынесен частный вопрос здравоохранения, является констатацией пробелов в работе врачей, администрации, чиновников. Первого апреля доктора отделения были уведомлены, что будет меняться режим их работы, что обязанности обеспечения экстренной помощи будут возлагаться на персонал больницы. Хотелось вопрос решить полюбовно, поскольку врачи действительно хорошие. В течение месяца были разговоры с ними, просьбы. Но этот «конфетно-буфетный период», несомненно, затянулся.
Руководство больницы рассчитывает, что к 22 июля отделение вернётся к установленному ранее графику плановых операций. В настоящее время в его составе известный в городе и области доктор Алексей Борискин и новый молодой врач, прошедший практику в Педиатрической академии.
— Я только сейчас стал спать спокойно. Шесть месяцев приходилось с большими сложностями определяться, в какую клинику возможно экстренно направить ребёнка с инородным телом, — признался Арсен Амирбеков. — График на июль составлен с учётом пожеланий мам, в какой день лучше провести операцию ребенку. Подтягиваем август и сентябрь. Из федерального медицинского центра будут приезжать специалисты. Врачи отделения готовы оперировать в день четверых-пятерых пациентов.
И ещё он добавил: с этого понедельника в больнице возобновилось проведение плановых операций детям с лор-патологией.