Елена РОГАЧЁВА, невролог детской поликлиники № 1 Великого Новгорода:
— Важно знать, речь — это навык, который развивается с рождения. В первый месяц жизни ребёнок агукает, в три — гулит, с шести — появляются лепетные слоги.
Первые слова малыш произносит в возрасте около года, норма — от пяти лепетных слов. Сначала они невнятные, но со временем всё больше обретают чёткость. Словарный запас двухлетнего ребёнка может составлять примерно 200–300 слов, а уже через полгода число слов может достигать 1000–1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твёрдые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально.
К трём годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений и союзов. Ребёнок способен конструировать простые предложения из 2–3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. Его речь должна быть понятна незнакомому человеку. Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Некоторые дети к трём годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — «л», «р».
И если в этом возрасте у ребёнка нарушены целые группы звуков, это должно послужить сигналом для родителей: пора обратиться к логопеду.
Дополнительно к речевым занятиям всегда рекомендуется родителям массировать ручки малыша, а когда он подрастёт, играть с ним в пальчиковые игры, упражнения на руки будут стимулировать те области головного мозга, которые отвечают за речь. На мелкую моторику заметно влияют такие виды деятельности, как рисование, лепка из пластилина, вырезание из бумаги и так далее.
Развитие речи детей во многом зависит от того, сколько времени уделяют этому родители.
Рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику. Дети, которые правильно дышат, активнее двигаются, лучше соображают, а значит, стремительнее развиваются, в том числе и в речи.
ПРИЗНАКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ГОВОРИТЬ О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ:
• сильно ограниченное количество используемых слов, ребёнку трудно даются интеллектуальные игры, соответствующие возрасту;
• имеются нарушения поведения, ограничивающие социальный контакт (агрессивное поведение, излишняя возбудимость);
• имеется нарушение слуха.
В этом случае требуется консультация невролога, психолога, психиатра, сурдолога.