Особенно COVID-19 опасен для наших лёгких
Месяц назад четвёртый этаж клиники № 2 Центральной городской клинической больницы был переоборудован под лечение пациентов с коронавирусной инфекцией. Отделение принимает больных со всей области. «НВ» поговорили с его заведующей — врачом-пульмонологом Мариной МАМОНТОВОЙ, почему коронавирусная пневмония отличается от всех других видов и при каких условиях лечение окажется наиболее эффективно. Но разговор с доктором мы решили всё-таки начать с вопросов о том, как организована работа отделения и как прошли её последние сутки дежурства.
Если у вас появились признаки ОРВИ и температура не спадает в течение 3–4 дней после приёма жаропонижающих препаратов, вызывайте скорую или участкового врача на дом.
— Дежурство прошло спокойнее по сравнению с первыми днями, когда в клинике был развёрнут инфекционный госпиталь. В мою смену поступило всего 12 человек, двое из которых были отправлены на амбулаторное лечение, а 10 — госпитализированы в стационар. Большая часть из них — жители Малой Вишеры и Чудова. В основном это были пациенты с подтвержденной пневмонией или высокой температурой, которая сопровождалась кашлем и одышкой. Самому молодому из них — 58 лет, самому пожилому — 89 лет. Кроме того, в клинику самостоятельно обратились несколько человек без всяких симптомов, которые хотели, чтобы им сделали тест на коронавирус. К слову, почти каждый день к нам приходят здоровые люди, как правило, в возрасте от 30 до 40 лет, чтобы медики проверили их на инфекцию, объясняя это возникшей у них слабостью.
— И как реагируете на подобные визиты?
— Стараюсь убедить, что сейчас — не самое лучшее время для посещения без имеющейся симптоматики больницы, где можно подхватить вирус. Мазки на исследование берём у поступающих пациентов с симптомами. Остальным советую обратиться за помощью к своему участковому врачу, который послушает и скажет, есть ли изменения в лёгких при аускультации, после чего возьмут мазки на COVID-19. Возможно, необоснованные визиты вызваны страхом, паникой перед инфекцией.
— А вам самой не страшно?
— В первую неделю страх присутствовал, но не из-за того, что я могу заразиться. Боялась за семью, детей. Но это — наша работа, и никто за нас её не сделает. Медицинские работники отделения в полном объёме обеспечены средствами индивидуальной защиты: костюмами, очками, респираторами, которые регулярно обновляются. Стационар разделён на так называемые «грязную» и «чистую» зоны, которые соединены шлюзом. Мы уже привыкли к таким условиям работы, поэтому если соблюдать все меры безопасности, то можно избежать заражения вирусом.
— Как разделяются потоки пациентов, не у всех же может подтвердиться ковид?
— Все поступающие пациенты размещаются по одному в отделении обсервации, где предусмотрено 19 коек. На следующий день, после получения результатов анализов, те, у кого выявлен ковид, направляются в специализированное отделение с боксированными палатами, в которых имеются туалет и душ. Там может находиться до 45 человек. Случалось, что отправляли пациентов в инфекционную больницу по договорённости с её главным врачом, поскольку у нас свободных мест уже не было. Там, к счастью, в этот момент переполненность отсутствовала.
— Самая большая опасность в том, что болезнь серьёзно может поразить лёгкие. В чём особенность коронавирусной инфекции?
— В 2016 году, когда много людей болели гриппом H1N1, в самый пик заболеваемости людей с пневмонией, вызванной этим штаммом, нам привозили больше, чем сейчас. Тогда преимущественно диагностировалась правосторонняя пневмония, долевая. Против этого заболевания есть препараты. Опасность же коронавирусной пневмонии в том, что вирусное заражение быстро спускается в нижние отделы лёгких, туда, где находятся альвеолы — пузырьки, где капилляры лёгких обогащаются кислородом. В альвеолы просачиваются кровь и плазма крови, наступает отёк легкого, лёгкие стремительно наполняются жидкостью, кислород перестает попадать в кровь, человек задыхается и умирает.
— Одни коронавирусом болеют бессимптомно или в лёгкой форме, другие — очень тяжело. От чего это зависит?
— В нашем отделении лечатся пациенты со средней и тяжёлой формами болезни. Это люди, у которых есть хронические заболевания: бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь лёгких, которую ещё называют болезнью курильщиков, сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет и так далее. Помимо этого на вероятность заболеть влияет и вирусная нагрузка. Именно от нее, полагаю, и зависит в большей степени — насколько тяжело будет болеть зараженный. Если молодой и в целом здоровый организм способен это вынести, то пожилой человек, организм которого ослаблен другими болезнями, сильно рискует не пережить осложнений, уже имея при этом повреждение структуры бронхиального дерева.
— Какие рекомендации должен соблюдать пациент после выписки из вашего отделения?
— Выписка пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19 разрешается при регрессии клинических проявлений болезни — после двух отрицательных мазков, а также после нормализации лабораторных и инструментальных данных. Далее пациент всегда переходит под динамическое наблюдение врачей на дому. В течение двух недель дома он должен соблюдать режим самоизоляции — до получения ещё двух отрицательных исследований, чтобы не стать причиной инфицирования других людей. А далее всё зависит от сопутствующей хронической патологии. Необходимо, чтобы приём лекарств от неё был на постоянной основе. Рентгенологическое исследование и (или) КТ органов грудной клетки проводятся при необходимости.
— Может ли человек повторно заразиться коронавирусом?
— Сложно ответить. На сегодняшний день очень мало накопленных данных о том, как долго сохраняется иммунитет после перенесённой коронавирусной инфекции, но подтвержденных случаев повторного заражения в рамках текущей эпидемии пока нет. Поскольку заболевание может длиться несколько недель, создаётся ложное впечатление, что человек заразился повторно. Но это — лишь продолжительное течение того же заболевания.
— Как думаете, когда область выйдет на плато по ковиду?
— По моему мнению, учитывая прирост заболевших, это произойдёт не раньше конца мая. Хотя в последнее время наблюдается стабилизация числа зараженных. Но избавиться от ограничений, чтобы спокойно общаться, ходить в гости и жить прежней жизнью, мы сможем только тогда, когда будет разработана вакцина. И мы все будем привиты от коронавируса.
— Поскольку эпидемиологическая ситуация с коронавирусом продолжает оставаться сложной, что бы вы посоветовали?
— Оставаться дома. Обидно, когда люди не верят в самоизоляцию и масочный режим. Социальное дистанцирование сейчас называют главным способом замедлить и остановить пандемию. Многие, кто к нам поступает, — это в основном контактные больные. Мы часто видим пациентов, которых доставляют к нам с уже необратимыми изменениями в органах грудной клетки, дыхательной недостаточностью или же с высокой температурой, которая не спадает более 10 дней. Своевременная госпитализация и правильно назначенное лечение дают шанс к выздоровлению.
* * *
УЛУЧШАЮТ ШАНСЫ НА СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЛЁГКИХ:
• отказ от курения, в том числе пассивного;
• употребление сливочного масла, которое восполняет запас сурфактанта, «смазочного» вещества, покрывающего альвеолы;
• минимизация контактов с аллергизирующими средствами и бытовой химией;
• проведение профилактики сопутствующих болезней, особенно при хронической бронхолегочной патологии;
• контроль показателей артериального давления и сахара крови при гипертонии и сахарном диабете;
• наблюдение за состоянием зубов, своевременное их лечение;
• регулярные занятия спортом, лечебной и дыхательной гимнастикой;
• ежегодное вакцинирование Пневмо-23.