Суббота, 27 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Здесь был Рюрик. И не только…

Городской бутик экскурсий обещает новгородцам и туристам показать регион с новой стороны

Городской бутик экскурсий обещает новгородцам и туристам показать регион с новой стороны

Основатель проекта Евгений ЛУКИН и его управляющий Павел КИРСАНОВ рассказали «НВ», почему интересы гостя надо блюсти превыше всего, чем хорош индивидуальный подход к туристу и как правильно любить свой город.

— Кто и почему решил, что Великому Новгороду не хватает экскурсионного обслуживания?

Евгений Лукин (Е.Л.): Это моя идея, и она родилась не сразу. В первую очередь — в зарубежных поездках, когда ты ходишь, смотришь, слушаешь экскурсовода, видишь, как красиво поданы материалы, как всё это интересно, насколько вообще полезен твой провожатый. Захотелось сделать что-то подобное на родине. Тем более что Великий Новгород мне нравится, я хочу здесь жить и работать. Не только зарабатывать деньги, но и делать что-то хорошее. Да, у меня есть претензии к городу. Как у пешехода, водителя, мужа, отца. И я не могу просто их накапливать. Наш проект — ещё не социальная миссия, но попытка улучшить пространство вокруг себя и своих близких. Есть и ещё одна причина. Я хочу, чтобы гостям нашего города было здесь максимально комфортно. Это должно быть современно и интересно.

— И всё же чем вы отличаетесь от любой другой турфирмы?

Павел Кирсанов (П.К.): Тем, что любой самый пытливый и оригинальный вопрос, пришедший в вашу голову, будет разрешён у нас. Я не думаю, что маршруты некоторых из наших экскурсий кто-то предлагал ранее. Уже сейчас, на старте, у нас в арсенале есть эксклюзивные вещи. Например, маршрут по кладбищам «Вечная прописка»…

— Это не про страшилки для подростков?

П.К.: Это не атмосфера из фильмов ужаса, это не скучная история, а то, что захватывает. Сейчас мы исполняем многие ритуалы определённым образом, не отдавая себе отчёта, почему всё происходит именно так, где истоки.

Е.Л.: Мы и для себя открыли, что в нашем небольшом городе есть разные подходы к захоронению. А как сильно обряд менялся со временем? В Великом Новгороде эволюцию можно наблюдать на отрезке в тысячу лет.

— Вы хотите создать альтернативу классическим туристическим тропам?

Е.Л.: Признаюсь, что сначала я смотрел на этот проект как обыватель, не зная туристической специфики — ни российской, ни новгородской. Когда более-менее изучил вопрос, то понял, что в туризме у нас всё происходит так же, как и в любой другой сфере: до нас не дошли серьёзные, современные технологии. В нашем случае — менталитет обожания гостя.

— У нас тут заповедный уголок. Мало что доходит в срок.

Е.Л.: Это нормально. Так почти везде в провинции. Но мы попробуем организовать индивидуальный подход: справимся с любыми проблемами туриста только потому, что он — наш гость.

П.К.: В каждом городе есть свой центральный, главный музей, но он, как правило, слишком велик, чтобы разбираться с деталями, а потому предлагает свои унифицированные услуги.

Е.Л.: У музеев главная функция — сохранять и ухаживать за экспонатами, а не заниматься коммерческой деятельностью и решать вопросы турпотока. Да, они решают, но это не основное. Туристами должны заниматься маленькие фирмы, бюро, офисы, каждый из которых хорошо делает свое дело и тем самым работает на общий имидж.

— Мне кажется, гостиниц и хостелов в нашем городе в последнее время появилось достаточно. А что с теми самыми туристическими офисами?

Е.Л.: У нас в городе немало частных экскурсоводов. Понятное дело, что мы — не первооткрыватели. Здесь работает много профессионалов. Но индивидуальные экскурсии, большинство из которых авторские, — это уникальное предложение.

— То есть маршруты ваших экскурсий оформлены не с помощью Гугла?

П.К.: Нет, это точно невозможно нагуглить. Только профессионалы — историки, этнографы, слушать которых безумно интересно. Причём мы ждём в проект новых людей, которые владеют интересными темами, но не знают, где и как приложить свои знания. В этом смысле Новгород — уникальный город. Профессионалов своего дела здесь много.

— Краеугольный камень многих совещаний по туризму: как сделать из города-однодневки город, в котором турист захочет остаться дольше?

П.К.: Ещё не занимаясь этим вопросом, я уверял иногородних друзей, что им на Великий Новгород понадобится минимум два дня. Ну а теперь, зная всё то, что мы исследовали, я понимаю, что здесь можно провести и неделю. Но нужны крепкие ноги и цепкое внимание. Любопытному человеку не проблема кормить Инстаграм в нашем городе досыта не один день.

Е.Л.: Павел — оптимист. Я в своих оценках говорю, что турист, который едет в Новгород, не должен хотя бы воспринимать нас как придорожный город, где стоит крепость с башенками. Мы попытаемся сделать акцент на том, что в городе есть потрясающие, эрудированные рассказчики. Одно дело — увидеть «Тысячелетие России» и совсем другое — услышать о нём из уст увлеченного профессионала.

П.К.: Я никогда не интересовался религией, но пройдя экскурсию, посвящённую старообрядчеству или иконописи, понял, что любую тему можно подать очень увлекательно.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает в уже сложившейся сфере новгородского гостеприимства?

Е.Л.: Таких моментов в каждом городе — великое множество. Хочется больше оригинальных, узнаваемых сувениров, больше подсветки объектам, больше кафе с детскими комнатами и детским меню. Важно понимать, что в Великом Новгороде уже немало сделано. И это нужно показать. Главная же проблема — наша не слишком яркая представленность в информационном пространстве. Сейчас вроде бы делаются какие-то шаги в этом направлении.

— Ваша целевая аудитория?

Е.Л.: Мне кажется, что мы максимально точно подаём сигналы, начиная от слова «бутик».

— Вы сигнализируете о своей дороговизне?

Е.Л.: Не совсем так. Мы сигнализируем об элитарности в противовес массмаркету.

П.К.: Своим гостям мы предлагаем настоящие, качественные впечатления, не фоточки из-за плеча в толпе экскурсантов и не пластиковые магнитики перед погрузкой в автобус, а путешествие и приключение.

Е.Л.: Естественно, наши услуги чуть дороже рынка. И это нормально. Потому что если сравнивать нас с заграницей, то мы абсолютно в рынке. При этом с англо- и франкоговорящими экскурсоводами. Давайте будем честны друг с другом. Гости, приезжающие к нам, особенно из-за границы, скорее всего, сделают это один-единственный раз в жизни, и им нужно так показать город, чтобы они не только остались довольны, но и посоветовали друзьям заглянуть к нам.

— Ваш подход явно не обещает скорых прибылей.

Е.Л.: Для нас этот проект — разумеется, риск. И мы захотели на него пойти. Я уже говорил, что в городе нужно не просто жить. Его нужно делать лучше. Мы хотим не только зарабатывать деньги. Но и дать возможность профессионалам своего дела заявить о себе, сообща осветить новые грани нашего города. Рассказать о том, как мы — Великий Новгород — уникальны и хороши.

П.К.: Наши сообщества в соцсетях уже сейчас живут насыщенной жизнью — регулярно пополняются эксклюзивной интересной информацией, на которую работает целая команда, составляющая проект. И там, и тут мы призываем только к одному: искренне любить свой город и транслировать эту любовь.

***

Под занавес года в туристической сфере Великого Новгорода появился свежий игрок — бутик экскурсий «Здесь был Рюрик», специализирующийся на подготовке индивидуальных экскурсий и разработке альтернативных маршрутов.

Несмотря на то, что бутик не имеет офиса — деятельность его строится на активном присутствии в главных соцсетях, над проектом трудится целая команда энтузиастов своего дела. В официальном сообществе проекта «Здесь был Рюрик» пока опубликовано шесть разнообразных по содержанию экскурсий: от традиционной «Иконы», в которую заложено знакомство с музейной экспозицией, по праву считающейся одной из самых известных и значительных коллекций древнерусской живописи в мире, до маршрута «Вечная прописка». Последний рассказывает о старинных городских кладбищах, похоронном обряде в средневековом Новгороде и местах захоронения известных горожан. Ну а романтическая экскурсия призвана убедить жителей и гостей, что Великий Новгород дышал и дышит любовью: пройдя по маршруту, можно узнать, какая новгородская красавица была музой Пушкина, почему великому композитору Рахманинову и его невесте пришлось венчаться тайно и какая фигура на памятнике «Тысячелетие России» по праву считается самой любвеобильной персоной государства.

По словам устроителей бутика, это лишь малая часть запланированного ассортимента. В ближайшее время список пополнится экскурсиями на воздушном шаре, яхте, гастрономическим маршрутом.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Цифровой паспорт для панамки

Цифровой паспорт для панамки

Для новгородских предпринимателей открылся Центр поддержки системы маркировки «Честный знак»

17.12.2025 | Моё дело

Из трофея в произведение

Из трофея в произведение

Чем кандидата биологических наук Александра Порохова из Великого Новгорода покорили бобры и… таксидермия

19.11.2025 | Моё дело

Новгородский Крым

Новгородский Крым

У себя на участке фермер Дмитрий Богачёв выращивает виноград, лаванду и острый перец

08.10.2025 | Моё дело

Бизнес-план её жизни

Бизнес-план её жизни

О том, как новгородский бухгалтер стала волотовским цветоводом и фермером

24.09.2025 | Моё дело

Шахматный «Талант»

Шахматный «Талант»

Дария Клецко из Боровичей на средства соцконтракта реализует проект «Детский шахматный клуб «Талант»

24.09.2025 | Моё дело

Дорогу осилит бегущий

Дорогу осилит бегущий

Новгородский тренер занимается бегом с подопечными из Благовещенска, Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга и Омска

10.09.2025 | Моё дело