Любимое дело по созданию украшений новгородка Алла Селезень превратила в бизнес
Героиня нашего очередного материала в рубрике «Моё дело» — Алла СЕЛЕЗЕНЬ, создательница авторских украшений из дерева под маркой «Sлада». В апреле она стала победителем конкурса грантов, который провёл Новгородский фонд развития креативной экономики. И получила 300 тыс. рублей на развитие своего бизнеса. Как новгородка стала предпринимателем? На что планирует потратить грант? С какими проблемами столкнулась? Обо всём этом она рассказала нашему изданию.
Когда серьги были большими
Какая женщина не любит украшения? Но у Аллы к ним — своё отношение. Она считает, что серьги, браслеты, кулоны должны быть массивными. Её работы — тому доказательство. У новгородки наверняка найдутся оппоненты, но она уверена, что советское ювелирное искусство, утвердившее в XX веке моду на скромные штампованные сережки и кольца, которые носило большинство женщин СССР, начиная от Камчатки и заканчивая Ленинградом, уничтожило культуру настоящих украшений.
— Ещё в древности они были показателем богатства, статусности человека. Чем они больше, тем выше статус их обладателя, — говорит Алла Селезень. — И это традиционно не только для русской, но и для других культур. Украшения должны быть большими.
Нельзя не признать, что порой размер серег или браслетов, которые создает новгородка, отпугивал потенциальных покупателей. Но это не заставило Аллу свернуть со своего пути. Серьги, подвески, броши и браслеты новгородка делает из заготовок, а они выточены из липы. Поэтому, к примеру, вес серег получается совсем небольшим — около 7–9 граммов. Стандартно для подобных украшений и комфортно для женщины, которая их носит.
— Никогда не хотела иметь дело с драгоценными металлами, — призналась новгородка. — Мой муж был ювелиром, и я знаю, что это производство — очень грязное. Чтобы создать блестящее, изящное изделие, придётся испачкаться, как кочегар. Ювелиру приходится пользоваться всевозможными химикатами, кислотами, обтачивать камни, дышать запахами жженого металла. Пыль, которая после всего этого появляется, очень едкая. Но при этом именно благодаря супругу я познакомилась с технологией производства украшений.
Солнечный след
Узор, которым Алла покрывает украшения, имеет явное этническое происхождение. Хотя это не повтор и не подражание древним орнаментам. В изготовлении серег и брошей мастерица использует старые пуговицы и различные металлические накладки. Она крепит их в центре заготовки, и эти вставки диктуют окружающий их рисунок. Конечно, вместе с вдохновением, которого Алла набиралась многие годы.
Сначала — когда девочкой жила в родной деревне во Владимирской области, наблюдая за мамой, обожавшей вязать, шить и вышивать, слушая сказки бабушки. Потом во время учёбы в институте в Нижнем Новгороде, где получила профессию архитектора, в поездках по Советскому Союзу, частых походах в музеи, где Алла подолгу простаивала перед традиционными вышивками, украшенной орнаментами одеждой, обувью, домашней утварью.
— Меня всегда поражало, что в этих узорах нет выверенной по линейке симметрии, но сколько в них гармонии! — говорит Алла. — Так же и в моих украшениях. В них нет ювелирной точности, но я хочу, чтобы в орнаменте всё совпадало.
Каждое украшение, которое выходит из-под неутомимых рук мастерицы, — это оригинальная и неповторимая версия одного из главных жизнеутверждающих символов мира — Солнца. Таким, каким его могла нарисовать предшественница Аллы несколько веков назад: с грубоватой, но естественной простотой линий, сочными красками на чёрном лаке.
Ложки-матрёшки
Дорога к созданию собственных украшений получилась у Аллы Селезень довольно извилистой. В 90-е годы ей, как и многим, нужен был дополнительный заработок, и она стала сотрудничать с сувенирными салонами, расписывала тарелки, матрешек, колокольчики, ложки... Потом стала участвовать в городских праздниках, ездить на выставки с собственной сувенирной продукцией, главным героем которой стал древний Новгород. Потом начала делать броши. Они приглянулась друзьям и знакомым, покупателям на выставках, и Алла решила создавать гарнитуры из брошей, серег, кулонов.
— А потом поняла: чтобы заниматься этим всерьез, нужны вложения, своих сбережений не хватает, — говорит собеседница. — И я по совету Киры Кононович (создательница авторских брошей под брендом BoChiссa. — Прим. авт.) решила принять участие в конкурсе Фонда развития креативной экономики.
Для этого Алла подготовила бизнес-проект, в котором составила план развития своего дела на год вперёд. К слову, не без помощи сотрудников новгородского центра «Мой бизнес», которые оказывают такую поддержку начинающим предпринимателям.
Новгородка знает, на что потратит доставшиеся после победы в конкурсе деньги. Обязательна покупка станка для обработки кожи. Из неё она тоже собирается создавать украшения. На остаток Алла приобретет расходные материалы.
— Заготовки, кисти, лак, краски, металлические элементы, фурнитуру — все это нужно в большом количестве и стоит не десятки, а сотни тысяч рублей, — поясняет Алла.
Нельзя останавливаться
Эпидемия коронавируса и экономические ограничения, конечно, сказались на делах. Заготовки, которые Селезень покупает в Москве, сейчас приобрести невозможно. Вторая проблема — запрет выставок в других регионах, на которых можно сразу продать много изделий, познакомиться с новыми заказчиками, владельцами сувенирных салонов.
— В начале года я успела съездить на выставку в Петербург, а другую, в Москве, отменили, едва я успела разложить украшения, — говорит Алла. — Поэтому сейчас, как и многие, жду возврата к прежней жизни и работе.
Мастерица не скрывает, что она — человек прошлого поколения и интернет-торговлю пока не освоила, но готова учиться. Пока в её распоряжении — только страница в соцсети, для которой по её заказу делают профессиональные фотографии украшений, чтобы в будущем потенциальные клиенты могли увидеть их не только на выставках, но и в Сети.
Но и сейчас новгородка не останавливается, продолжает создавать новые украшения, пользуясь пока старыми запасами заготовок. Говорит, что нынешний кризис — не первый в её жизни. Пережила прежние трудности, справится и с этими.