Сувенир как наглядное пособие по истории Новгорода
Художественная творческая мастерская Алёшиных по изготовлению ювелирных изделий и аксессуаров из цветных металлов и серебра была основана 30 лет назад. Впрочем, её история началась гораздо раньше, с 1960-х годов, когда коренной новгородец, член Союза художников России Генрих Александрович Алёшин серьёзно занялся изучением произведений древнерусского прикладного искусства, в том числе архитектурного декора Владимиро-Суздальской Руси XI–XIV веков.
Дело мастера
Овладев приёмами народного промысла художественной обработки металла, молодой ювелир приступил к изготовлению сувениров — каждый он выполнял вручную. Одним из первых изделий Алёшина стал валдайский колокольчик. Мастерская до сих пор его выпускает. И в отличие от подделок многих других производителей, создающих форму русского колокольчика методом штамповки, алёшинский звучит мелодично, благозвучно.
Очевидно, что интерес к этой теме предопределило само место рождения художника. Образцами для его украшений нередко становились те, что были обнаружены во время археологических раскопок как в Новгороде, так и в других старинных городах.
Сегодня в мастерской трудится собственный штат дизайнеров, открыты два цеха. В год производят более 100 тыс. товаров. Дело мастера продолжают его сын и внук, Максим и Евгений Алёшины. Таким образом, возрождённый промысел живёт уже три поколения, передаваясь от отца к сыну, как это и было когда-то в древности.
Среди партнёров мастерской Алёшиных — музеи Московского Кремля, Российский этнографический и Русский музеи. Продукцию новгородского предприятия заказывают храмы и монастыри.
Востребована продукция мастерской у реконструкторов раннего Средневековья. Пожалуй, самый ходовой товар среди них — колты, рясны, височные кольца, гривны, браслеты и прочие аксессуары, помогающие воссоздать образ.
— Мастерская свою работу с оптовыми покупателями настраивает таким образом, чтобы они тоже могли заработать, — говорит директор по развитию предприятия Юлианна КАРАГОДОВА. — Если какой-то товар у них залежался, то предлагаем его поменять.
Ограничительные меры, введённые из-за распространения коронавируса, заставили сотрудников мастерской целенаправленно заняться реализацией сувенирной продукции через маркетплейсы. Благодаря работе на интернет-площадках теперь изделия компании отправляются в Испанию, Германию, Словению, США и Канаду. Кроме того, в условиях пандемии коллектив предприятия начал придумывать новые идеи для творчества и производства, поскольку известно, что в бизнесе нельзя стоять на месте, а необходимо искать возможности для осуществления новых проектов.
«Покупай новгородское»
Недавно мастерская Алёшиных приняла участие в конкурсе грантов Новгородского фонда развития креативной экономики и получила за победу 300 тыс. рублей. На эти деньги будет приобретено лазерное оборудование, которое поможет наладить выпуск оригинального изделия — что-то вроде современной версии оберега. К тому же на небольшой латунной или серебряной пластинке для силиконового браслета будет нанесена мотивирующая надпись — мудрое изречение или фраза, имеющая для клиента особый смысл.
Ещё одной возможностью представить на рынке свою продукцию предприятие считает участие в региональном проекте «Покупай Новгородское». Специально для него мастерская придумает и изготовит небольшие сувениры, которые можно будет приобрести на автомобильных заправочных станциях.
— Все изделия нашей мастерской — это произведения народного промысла. Они могут служить учебным пособием, — пояснила Юлианна. — Непонятна ситуация, когда в российском городе турист приобретает сувенир, изготовленный не местными умельцами, а в Китае. Товар народного промысла стоит, конечно, дороже, зато у него есть вес и значимость. Его можно сравнить с мнением авторитетного для вас человека. Это особенно чувствуется, когда в одну руку берешь китайский колокольчик, а в другую — от Алёшиных, где каждый элемент досконально проработан, потому что за мастерской — опыт и репутация.