или Как найти себя в потерянных местах
В деревне Придорожная Любытинского района давно не осталось ни одного коренного обитателя. И при этом безлюдной её не назовёшь. Как так?
Стараниями петербурженки Дины ШАДРИНОЙ деревня превращается в туристическую. Прошлой весной Дина Анатольевна приобрела там ещё один дом. Старый, крыша течёт. Опять — воз хлопот. Но он ей нужен. Бизнес!
В прошлом она, как сама о себе говорит, — обычный офисный работник. Как многие горожане, мечтала о «домике в деревне», искала местечко для души. Взгляд остановился на деревеньке недалеко от райцентра Любытино. В пять домов, тогда ещё жилых. Крайний только продавался. Посмотрела и вдруг поняла, что вот это — её.
Это было без малого два десятка лет назад. Долго устраивалась, обихаживала усадьбу. С благодарностью вспоминает ближайших соседей — тётю Галю и дядю Олега. Поменяла работу, чтобы иметь время и деньги на деревню. Научилась разным деревенским уменьям — ткёт, сама делает посуду, даёт мастер-классы.
Ничто не приходит ниоткуда. Да, были наклонности — окончила художественную школу. Но в городской квартире как-то не думалось про гончарный круг. Ещё там не было такого замечательного чердака, как в старой, развалившейся деревенской бане, где она нашла ткацкий станок.
Историю «Дома под липой» рекомендую прочесть на одноимённой страничке Дины Шадриной ВКонтакте. И тем, кто мечтает о «домике в деревне». И тем, кого одолевают более практичные планы на сельское житьё-бытьё.
Всё приходит в свой день и час. Лишь последние несколько лет Шадрина занимается туризмом. Как вид предпринимательской деятельности без неё он тут точно не возник бы. Фишка малого бизнеса — его индивидуальное лицо. Туризм Шадриной, можно сказать, не фабрично-заводской, а ручной работы. Традиционный сельский дом, быт, вещи — либо стилизованные под старые времена, либо отреставрированные. Вот как часы-ходики, например. Найдено, отремонтировано, поставлено.
— Старая традиция ломает современные шаблоны, — говорит Дина Анатольевна. — Люди в городах скучают по природной простоте и естественности. Представьте, звонит москвич. Спрашивает среди прочего: «А колодец у вас есть? И можно ведёрком зачерпнуть и ручку покрутить? Отлично, я к вам еду!».
Едут за уединением, за своим деревенским детством. Едут ради своих детей, за красивыми видами. И надо сказать, что свою деревню хозяйка умеет подать. «Это просто айфон», — улыбается она.
На самом деле это — просто любовь. Любит она это место на Земле. И готова делиться. Да, это бизнес. Да, это собственность. Но будь добр подвинуться, коль скоро у тебя гости. А они бывают часто. Причем в основном москвичи да питерцы.
Гуси, шумно купающиеся в пруду вместе с псом. Каша из русской печи и самовар на углях. Беседка под старой липой — точка уюта?
— Да что вы, — говорит хозяйка, — благодатное место. Под этой липой у меня открыт портал. Там обязательно пробьёт на творчество.
Понятно, откуда у неё — всё новые и новые планы. В этом году открыла сувенирную лавку. Готовит к «сдаче» баньку по-чёрному. А во вновь приобретённом доме после ремонта собирается разместить экспозицию, посвящённую деревне.
Дина ещё и краеведом местным стала. Ездила в архив, подняла, что там есть. По переписи 1895 года в деревне было 25 домов, 114 жителей, имелась церковно-приходская школа. Называлась она тогда, правда, неблагозвучно. В 1965-м была переименована в Придорожную. Свидетелей тому не осталось. Можно предположить, что без «просьб трудящихся» тут не обошлось.
Из краткого самоотчёта ВКонтакте: «За предыдущие два месяца я: принимала гостей (а их было более 40 человек), кормила гостей вкусно и вдохновенно, вела хозяйство (а это — два дома, огород, теплица, баня и большая территория), воспитывала кур, гусей и собаку, делала заготовки из своих овощей, писала новости для соцсетей, лепила и творила, вела стройку, придумывала новые идеи, сохраняла неповторимую атмосферу нашего поместья».
Как она всё это успевает, оставаясь, в общем-то, жительницей мегаполиса?
— Нужно просто хотеть, — отвечает. — А силы и возможности приходят. Для того, что я делаю, не нужны миллионы.
Ей нравится Созидать — вот так, с большой буквы. Это и процесс, и цель, и результат. Кто-то скажет: зачем? Надо бы иногда и о себе подумать, на курорт съездить. А зачем, переспросит она, разве от этого что-то в мире изменится? Лучше мешок в руки — и в лес. Там станет чище.
Я спросил о другом — а что дальше? То есть не через год и не через два. И услышал поговорку: смотри, куда едешь, а то приедешь, куда смотришь.