Почему инженер по сварке стала хозяйкой шляпного салона
Валентина Владимировна ГАВРИЛОВА занялась предпринимательством в середине 1990-х годов. И случилось это не от хорошей жизни.
Она училась в Московском институте стали и сплавов. По распределению с дипломом инженера по сварке попала в Новгород на завод «Комета». Трудоустроили её в отделение главного технолога. Молодому специалисту казалось, что её профессиональные перспективы очерчены и ясны. Но потом, по словам Валентины Владимировны, наступили тяжёлые времена. Она, как и остальные инженерно-технические работники, вдруг оказалась не нужна. Гаврилова попала под сокращение.
— В голове крутились вопросы: что делать, как быть? И я, как и многие тогда, стала челночницей. Ездила за товаром в Польшу. И там купила фетровую шляпку, — вспоминает Валентина Гаврилова. — Одеваться красиво я всегда любила. Вещица понравилась и моей подружке. Мы её распороли, я сделала выкройку, а она из ткани старых пальто начала шить подобные шляпки. Благо у подруги имелась хорошая швейная машинка. Продавали шляпы на рынке в Новгороде, и даже в Польшу на реализацию повезли. Таможенник очень удивлялся: мол, с ума сошли. Но свой товар мы продали и даже закупились тканью.
Впрочем, Гаврилова модельером женских шляпок не стала. Но научилась в них разбираться. Она — постоянная участница международных выставок головных уборов и аксессуаров, сотрудничает со многими компаниями, специализирующимися на производстве шляп. Более 20 лет она владеет известной в городе сетью магазинов и считает, что у неё — по-настоящему творческое дело.
— Надо полюбить то, чем занимаешься. Я не умею торговать, я умею рассказывать. Например, о том, что шёлковые платки, ткань которых содержит аминокислоты, полезны для кожи. И в процессе общения у меня покупают товар, — рассказала предприниматель.
Обстоятельства научили Валентину Владимировну искать выход из любой негативной ситуации. В период строгих ограничений из-за распространения коронавируса ей пришлось закрыть одну из своих точек. Но, зная по собственному опыту, что какие бы ни были времена, нужно уметь находить возможности встраивать свой бизнес в существующие реалии, она воспользовалась программой для социальных предпринимателей и смогла через конкурс регионального министерства инвестиционной политики получить грант. Благодаря его средствам её бизнес смог восстановиться.
— Чтобы оформить статус социального предприятия, нужно проучиться. Мне помогли специалисты центра «Мой бизнес», которые разъясняли новое для меня направление, подсказывали какие-то моменты. И в результате я чувствовала, что как предприниматель поднимаюсь на ступеньку выше, — пояснила Валентина Владимировна. — Моё микропредприятие подходит под категорию социального как обеспечивающее трудоустройство уязвимых групп населения. В рамках моего проекта, выигравшего грант, я смогу дать работу двум людям.
Экономические санкции против России сказываются и на шляпном бизнесе. Отечественные головные уборы по привлекательности ничем не уступают зарубежным. А вот материал, в частности, фетр, из которого их изготавливают, в нашей стране пока не научились делать. Новгородская предпринимательница надеется, что у российских производителей на этот счёт найдутся и расторопность, и смекалистость.