Под Великим Новгородом открылась мастерская по производству калейдоскопов Сергея Яковлева
На мой вопрос «А стоило ли ему перебираться из подмосковного Долгопрудного в Великий Новгород?» мастер и предприниматель Сергей ЯКОВЛЕВ почёсывает макушку, чем непроизвольно выдаёт свои сомнения. Впрочем, решение о переезде он принимал не сиюминутно. На обдумывание ушло полтора года. И вот Яковлев, известный не только в России, но и в мире создатель удивительных калейдоскопов, открывает новый этап в своей жизни и творчестве. Когда-то он изготавливал свои чудо-приборы в Марёве, потом отправился в столицу, а последние два месяца осваивается на новом месте:
— В Долгопрудном у меня заканчивалась аренда мастерской. И нужно было думать: или её продлить, или найти новое помещение, или всё-таки влезть в авантюру — уехать в Новгород и довериться Диме. Теперь он для меня как ангел-хранитель, ведёт за руку.
Рядом с «Рождественским яблоком»
Дима — это Дмитрий Богачёв, владелец предприятия по производству ёлочных игрушек в деревне Трубичино «Рождественское яблоко». С ним Сергей Александрович познакомился в Москве на выставке подарков и праздничного декора на Новый год, где производители могут найти выгодные для себя заказы от крупных компаний на сотни и даже тысячи изделий.
Яковлеву понравилось, как мыслит и развивает свой бизнес Богачёв, как он сумел из заброшенного здания магазина сделать что-то вроде культурного центра, точку притяжения для жителей Новгорода и туристов. В этом строении нашлось место и под мастерскую Сергея
Александровича. Вообще он считает, что люди, которые могут себя реализовать в искусстве, — самодостаточные. Яковлев, например, даже не стал из-за пенсии судиться, поскольку, как он выразился, на эту тему с Пенсионным фондом ему неинтересно общаться.
— Я рассчитываю только на себя. Но я уже не в том возрасте, когда строишь планы на десятилетия. Это когда человеку 20–30 лет, он может делать всё враскачку, особо не задумываясь о будущем, не подсчитывая траты, — рассуждает мастер. — До революции пенсии не было, и дети обеспечивали своих родителей. Как воспитаешь, то и получишь от них.
К слову, у Яковлева четверо детей, трое внуков. И особенно он гордится своей младшей, 14-летней дочерью. По его признанию, есть в девочке талант и смекалка в конструировании калейдоскопов.
Не игрушка, а прибор для поднятия настроения
Говорить о калейдоскопах Сергей Александрович может долго и не устаёт придумывать новые. Они его заворожили больше 20 лет назад. Своими изделиями он доказывает, что это не просто детская игрушка. Через калейдоскопы соприкасаешься с чудом. А ещё калейдоскопы — средство достижения умиротворения. Смотря в них, можно увидеть, как узоры складываются в мандалы.
Желающих приобрести у Сергея Яковлева стильный прибор в качестве дорогого и оригинального подарка предостаточно. Часто они преподносятся таким людям, у которых много чего есть, но всё же удивить их хочется. И запросы поступают разные. Самые сложные те, когда заказчики не могут описать, что же им нужно. В настоящее время в одном из подмосковных городов от мастера ждут на детскую площадку уличный калейдоскоп, который был бы не только красивым, но и антивандальным.
— От меня хотят, чтобы я за девять дней сделал конструкцию, подобную той, что у меня была для ВДНХ, — вздыхает Сергей Александрович. — Я одновременно обсуждаю четыре заказа. Беда в том, что на это тратится больше времени, чем на сам процесс работы.
С материалами корпусов для маленьких калейдоскопов мастер постоянно экспериментирует. В его коллекции есть и из красного дерева, и из борщевика. Сейчас вот присматривается к керамическим, которые ему сделала одна из новгородских художниц. Качеством её произведения Яковлев остался доволен.
— В Новгороде оказалось больше творцов, чем я ожидал. И хорошо, что у них нет лишних амбиций. В Москве у мастеров средней руки они, как правило, присутствуют. Это когда человеку больше важен не результат творчества, а деньги. Отсюда часто и возникают образцы извращённого искусства, — замечает художник. — А с другой стороны, можно иметь золотые руки, способности, но не стать востребованным.
Яковлев по образованию — художник-миниатюрист, и первоначально занимался миниатюрами. Но когда рынок своими изделиями замусорили самодельщики-любители, Сергей Александрович покинул его. Обрёл себя в нише производства калейдоскопов. Кстати, он до сих пор единственный в стране профессиональный калейдоскопист.
Азартен и педантичен
Ему определённо свойственна предпринимательская жилка. Ещё в 1990-е годы, когда разваливался Союз, а вместе с ними и промыслы в стране, он организовал Фонд художественных ремёсел.
— Имея выход на американских галеристов, я предлагал отечественным ремесленникам продавать свои работы через них. При этом пять процентов от выручки они должны были отдавать на развитие Фонда. Но затея не удалась, — вспоминает он об одном случае. — При содействии моего Фонда фабрика берестяных изделий из Великого Устюга подписала с американцами контракт на создание ста предметов, где стоимость каждого составила 45 долларов. А когда я появился, чтобы забрать изделия, фабрика мне предоставила из ста штук только тридцать. Выяснилось, что она параллельно делала заказ администрации города, за который ремесленникам ничего не заплатили. А поскольку американцы в плане сроков и финансов весьма щепетильны, сотрудничество прекратилось. Так работать нельзя.
Поэтому сейчас Яковлев в свои проекты берёт только проверенных и опытных мастеров. Формирует под них команду. Так, художник из Москвы придумывает ему дизайн мастерской и магазина, где будут продаваться калейдоскопы и всякие другие необычные штуки. Помещению в Трубичине Сергей Александрович собирается придать атмосферу брутального стимпанка, где даже советский токарно-винторезный станок после реставрации станет арт-объектом.
Пока он не может ответить, когда завершится ремонт. Отвлекают заказы, подготовка к очередной выставке в Москве. Необходимо ещё закончить процедуру по переводу мастерской на новый юридический адрес. Но что он заявляет чётко, так это то, что в его магазине будут выставляться только уникальные предметы высококлассных мастеров. И чтобы было понятно, о чём речь, он показал фотографии со своего смартфона. На одной — стоящий на мощной декорированной треноге металлический светильник в виде рыбы, у которой хвост сделан из круглой пилы, на другой — шкатулки в сложной технике Буль с тончайшей инкрустацией из разных материалов. Правда, Яковлев настолько педантичен, что не может удержаться от критики:
— Вот он петли китайские поставил, что делает вещь непрезентабельной. Крышка к коробке плотно не прилегает, щель образовывается. Но я нашёл в Новгороде мастера, у которого можно изготовить нужную фурнитуру. В Москве есть предприятия, которые сделали бы её. Но они загружены, и там вышло бы дороже. И на периферии работать легче, потому что здесь все друг друга знают.
* * *
Яковлев деловито и даже с азартом расправляет на широком столе огромные листы чертежей будущего произведения. И проводит по ним пальцем, как военачальник по карте: «Вот тут будут деталировки, накладочки, и всё заиграет».
Он увлечен целиком и без остатка своим делом. Хотя признаётся, что редко удовлетворён конечным результатом. Через пару дней, когда оценивает свой новенький калейдоскоп, ему кажется, что мог бы постараться и лучше. Но именно это недовольство собой даёт ему мотивацию совершенствоваться в профессиональном мастерстве.